Холодная сварка: виды клея и технические характеристики

Прогресс не стоит на месте, и в повседневную жизнь постоянно приходят новинки и новаторские технологии. Уже достаточно немало по времени, как нашу жизнь вошла холодная сварка. При помощи такого типа клеевой массы, мы иногда устраняем неприятности, которые бывают мелкими и крупными. Некоторые владельцы легкового или грузового автотранспорта, знакомы с ситуацией, когда топливный бак их автомашины, вдруг неожиданно дал течь. Такие случаи не редки и бывает случаются в дороге, делая невозможным дальнейшее передвижение, но по этому поводу не стоит сильно отчаиваться, всегда возможно заделать дырку холодной сваркой, устранив течь.

Холодная сварка характеристики.

Клей холодная сварка – соединение, в котором основой клеевой массы, служат эпоксидная смола и дополнительные компоненты. Основные виды этой продукции, продающейся в магазинах или интернет-магазинах, состоят из двухкомпонентного состава. Чтобы клеящая масса, была более эффективной, в состав добавлен специальный отвердитель. Основа состава клея, эпоксидная смола не прочная, не выдерживает определенных нагрузок, по этой причине в ее состав дополнительно, для увеличения эластичности добавляют специальный пластификатор. Чаще всего клеевая масса продается, как полностью готовый к применению состав, а в некоторых случаях массу и отвердитель необходимо перемешивать.

Положительное качество холодной сварки – прочность, получаемая при соединении различных деталей. Методика получения такого, достаточно прочного скрепления материалов происходит без использования процесса прессования, электрических агрегатов и различной автоматики.

Холодная сварка, способы применения.

Ремонт автомобилей, область, где широко используется в настоящее время данный вид клея холодная сварка, применение, это отлично зарекомендовавшее себя изделие, нашло и во многих других отраслях промышленности. С помощью таких клеящих составов, стало возможно соединять различные виды черных и цветных металлов, изделия из поливинилхлорида, дерево, стекло, керамику и многие другие материалы. Кроме того, имеется еще одна положительная особенность данной клеевой массы, это время застывания холодной сварки, которое составляет пару часов. А также возможность начать эксплуатацию склеенных деталей уже через 24 часа, а в некоторых случаях, когда повреждение было незначительным, эксплуатацию соединенных изделий, возможно, выполнять через два, три часа.

Еще одной областью, где часто используют такой клей, это сантехнические работы. С помощью него, производят склеивание керамических изделий сантехники, различные металлические и чугунные трубы, продукцию из нержавеющей стали и оцинкованные изделии. При помощи холодной сварки, устраняют течь в трубопроводах, заделывают протечки в баках, ремонтируют сантехнические изделия – краны, вентиля и прочие.

Правила использования.

Применяют холодную сварку следующим образом:

— Перед нанесением на поверхность клея, нужно тщательно подготовить площадь, тщательно очистив ее и ошкурив при помощи наждачной бумаги. После чего обезжирив ее с помощью спиртосодержащей жидкости.

— Кусочек холодной сварки, который оторван от общей массы для заделывания отверстия, разминают в руках. Для этого надевают резиновые перчатки, смоченные водой. После того, как клеевая масса становится однородного коричневатого оттенка и пластилинообразной, ее можно использовать далее.

— Наносим холодную сварку на поверхность и соединяем изделия. После этого необходимо примерно в течение 10 – 15 минут сжимать обе склеиваемые детали для фиксации. Примерно сутки еще необходимо ждать полного высыхания поверхностей.

Холодная сварка – это способ соединения металлических деталей без применения температурного воздействия. Склеивание происходит за счет пластичной деформации сварочной массы и ее проникновения в сварочные поверхности.

Этот способ широко применяют автолюбители и сантехники – холодная сварка металла широкодоступна и не требует специальной подготовки и сложного оборудования.

Характеристики и состав холодной сварки


Состав холодной сварки может быть однокомпонентным или двухкомпонентным, это по сути клей для металлов. В состав входят:

  • Эпоксидные смолы составляют основу и отвечают за пластичность и однородность состава.
  • Металлический компонент используется в качестве наполнителя.
  • Добавочные вещества: сера и другие компоненты.

В целом она представляет собой полимерный состав, который обладает склеивающими свойствами только при деформации небольшом нагревании. Прочность холодной сварки зависит как от качества состава, так и (даже в большей степени) от правильности применения клея и подготовки поверхности.

В идеальных условиях место соединения может быть прочнее основного металла, но на практике шов после такого ремонта будет на порядок менее прочным, чем при традиционной сварке.

Поэтому применять ее стоит лишь для небольшого ремонта.

Собираетесь самостоятельно проложить пластиковые водопроводные или отопительные трубы? Для того чтоб избежать протекания соединений в будущем, советуем выбрать качественный сварочный аппарат для полипропиленовых труб и проводить роботы в соответствии с технологией.

В некоторых современных сварочных аппаратах используются не электроды и специальная проволока. Здесь описаны разные виды и применение проволоки для газовой сварки.

Температурные характеристики


Какую температуру выдерживает холодная сварка, зависит от состава. На упаковке обычно указаны все параметры, при соблюдении которых шов будет сохранять прочность.

Максимальная температура большинства недорогих составов равна 260 градусов Цельсия или чуть больше. Но стоит понимать, что максимальная прочность достигается только при правильном применении технологии.

Поэтому составы с небольшой максимальной температурой следует применять для ремонта деталей, которые будут эксплуатироваться в нормальных температурных условиях.

На рынке есть составы, выдерживающие на порядок более высокую температуру – это высокотемпературная холодная сварка.

Этот клей сохраняет свои свойства при температуре до 2019 градусов Цельсия, он подходит для соединения поверхностей, постоянно подвергающихся сильному нагреванию, когда использовать традиционную сварку затруднительно.

Виды холодной сварки


На рынке есть клей отечественного и иностранного производства, как и для большинства товаров, отечественные марки предлагают более доступную цену но более низкое качество.

Поэтому при наличии возможности лучше покупать состав от известного зарубежного производителя: ABRO или Hi-Gear. Их отечественных производителей хорошо себя зарекомендовали составы Алмаз, Полимет.

Виды холодной сварки по консистенции и составу клея:

  • Жидкие. Это двухкомпонентные составы, основная масса смешивается перед применением с отвердителем.
  • Пластилинообразные, на вид практически неотличимы от детского пластилина. Представляют собой однослойный или двухслойный брусок, в последнем случае перед применением масса перемешивается.

А вы знаете, что такое сварка полуавтомат? Читайте о технологии и режимах проведения таких сварочных работ.

Если же нужно чтоб места соединения металлов были незаметными, рекомендуем использовать точечную сварку. Узнайте из этой статьи, о технологии точечной сварки.

Плазменная сварка нуждается в постоянном охлаждении во время работы. Тут описано как правильно проводится плазменная сварка на воде.

Какая холодная сварка лучше, зависит от состава, поэтому выбирать следует по производителю и назначению состава. Как правило, в линейке одного производителя есть составы для разных целей:

  • Универсальные. Предназначены для работы с разными материалами: деревом, металлом, полимерами – наименее прочные.
  • Для металла. Такие составы содержат металлический наполнитель и хорошо справляются со сваркой большинства металлов.
  • Для ремонта автомобиля. Это также состав для работы с металлом, но подобранный специально для сварки автомобильных деталей.
  • Также есть составы для сварки под водой и в других сложных условиях.

Ни в коем случае не стоит применять состав, предназначенный для работы с другим материалом, прочность соединения будет нулевой: ее обеспечивает наполнитель, который, если Вы собираетесь работать с металлом, должен быть металлическим.

Поэтому обязательно читайте состав и инструкцию, холодная сварка алюминия составом для дерева будет абсолютно неэффективной.

Также при выборе обращайте внимание на температурный режим, при котором шов будет сохранять прочность – чем выше максимальная температура, тем лучше. Высокотемпературные составы намного прочнее обычных при любых условиях эксплуатации.

Способы применения холодной сварки


Одна из причин популярности клея для металла в том, что применение холодной сварки не требует сложного оборудования и специальных навыков, достаточно просто следовать инструкции.

Перед тем, как работать с холодной сваркой, приготовьте все необходимое:

  1. Сварочный состав;
  2. Ацетон;
  3. Наждачная бумага;
  4. Зажимы (при необходимости).

На смену старым защитным сварочным маскам с темным стеклом пришли изделия, оснащенные автоматически темнеющим стеклом. Читайте обо всех преимуществах применения сварочных масок хамелеон для защиты глаз.

Для домашнего использования не нужны громоздкие профессиональные сварочные аппараты. Достаточно компактного инверторного сварочного аппарата для дома, читайте детальнее о таких аппаратах по ссылке.

Если такой аппарат вам не подходит, читайте на этой странице о других моделях современных сварочных аппаратов.

Применять клей довольно просто:

  • Подготовьте склеиваемые поверхности, зачистив их наждачкой и обработав ацетоном. От качества проведения подготовительной работы во многом зависит прочность соединения, поэтому экономить время и силы не стоит.
  • Перед нанесением клея поверхность должна быть идеально сухой, чем более шероховатой она будет, тем лучше схватится клей.
  • Большинство составов хорошо прилипают к рукам, а это нежелательно, так как нарушает пропорции разных компонентов клея. Поэтому перед применением лучше немного смочить руки водой.
  • Если состав двухкомпонентный, его необходимо смешать. Твердые составы смешиваются как пластилин, разминанием, жидкие просто смешиваются в указанных на упаковке пропорциях, их соблюдать обязательно, иначе состав потеряет свои рабочие качества. При смешивании он немного нагревается, это нормально.
  • Смесь сохраняется в рабочем состоянии до трех минут. Поэтому наносить клей нужно быстро.
  • Если склеиваются две поверхности, их необходимо с помощью зажимов надежно зафиксировать их.
  • После указанного в инструкции времени состав полностью затвердевает, отремонтированную поверхность можно зашпаклевать и закрасить. Сколько сохнет холодная сварка, зависит от состава, обычно – от часа до 8 часов.

В инструкции к любому составу написано, как пользоваться холодной сваркой конкретной марки, рекомендации производителя лучше не нарушать, иначе прочность шва будет минимальной.

Советы по применению холодной сварки


Чаще всего холодная сварка применяется для ремонта автомобиля и проборов отопления, но у каждого применения клея есть свои тонкости: ремонт бензобака холодной сваркой – хорошее решение продлить ему жизнь без дорогостоящей замены.

Перед началом работы нужно обеспечить удобный доступ к поврежденному участку. Есть простой метод облегчить себе задачу, если отверстие небольшое: довести его с помощью отвертки до круглой формы, завинтить подходящий по диаметру болт и закрепить его таким способом.

Холодная сварка для радиатора автомобиля – еще один популярный способ применения таких составов. Определить, где радиатор имеет повреждения, можно, продув его под водой с помощью компрессора, место появления пузырьков будет указывать на место повреждения.

Следует учитывать, что данный метод в данном случае будет лишь временным решением – длительной эксплуатации отремонтированный таким образом радиатор не выдерживает.

Можно ли холодной сваркой заварить глушитель, зависит от того, какую температуру выдерживает состав. Обязательно берите высокотемпературную модификацию, перед склеиванием поверхность обязательно нужно хорошо зачистить и подготовить, в этом случае глушитель прослужит после ремонта достаточно долго.

Холодная сварка для батарей отопления должна быть очень качественной – слишком велика стоимость ремонта в случае, если шов не выдержит. Поэтому лучше брать составы, выдерживающие высокую температуру, и только составы, предназначенные для постоянного контакта с водой.

Если повреждение небольшое, этот метод решит проблему, при отверстии большого размера это будет лишь временным решением. Для серьезного ремонта металлических изделий лучше использовать сварочный инвертор или полуавтомат.

Холодная сварка может быть хорошим способом провести ремонт металлических деталей. Но всегда следует на первое место ставить безопасность, поэтому использовать клей для ремонта ключевых узлов, на которые приходится большая нагрузка, не стоит.

То, как работает данный метод – это всего лишь склеивание двух поверхностей, такой шов не слишком хорошо выдерживает усилие на отрыв. Поэтому для ремонта важных деталей больше подходит традиционная сварка или замена детали.

Современные клеи могут прекрасно работать в самых экстремальных условиях эксплуатации. Некоторые средства способны даже соединять металлические изделия, заполнять трещины и сколы. Например, холодная сварка для металла находит применение в быту и промышленности, позволяя проводить ремонт любой сложности.

Особенности, преимущества и недостатки холодной сварки

Холодной сваркой называют двухкомпонентные клеи на основе эпоксидной смолы. До смешивания составляющих средство может храниться длительно, но после соединения основы и отвердителя сразу начинается химическая реакция, и, буквально за 10-20 минут, масса затвердевает. Клей способен разрушать оксидную пленку, которая присутствует на поверхности металла, поэтому детали надежно состыкуются между собой с формированием новых межмолекулярных связей.

Метод химической сварки эффективен там, где обычная сварка по ряду причин затруднена. Он подходит не только для черных металлов, но и для цветных (алюминий, медь, сплавы), пластика. Данный способ идеален для поверхностей, чувствительных к нагреванию, ведь он не требует использования аргона. Также холодная сварка пригодится при работе в опасных условиях, где высок риск взрыва, пожара.

Особенности и преимущества холодной сварки таковы:

  • быстрота действий, отсутствие необходимости в навыках, специальных знаниях, применении оборудования;
  • доступность составов по наличию в магазинах и цене;
  • отсутствие деформации деталей, полное сохранение исходных свойств металла;
  • надежность сварного шва, его эстетичный внешний вид.

Технология холодного сваривания металлов исключает появление отходов, безопасна, а после высыхания сварной шов абсолютно безвреден для здоровья. Но минусы у методики тоже есть. Срок эксплуатации отремонтированных изделий все-таки ниже, чем у тех, что были сварены горячим способом. Холодной сваркой не получится надежно заделать крупные дефекты, она может послужить лишь мерой экстренной помощи. Качество сцепления деталей резко ухудшится без правильно проведенной подготовки – очищения, обезжиривания.

к содержанию ↑

Разновидности сварки

Холодная сварка может проводиться разными способами в зависимости от типа рабочей поверхности, положения будущего шва. Вот основные разновидности сварки:

  • Точечная – соединение формируется путем выборочного давления на поверхность. Между точками соблюдается определенный интервал.
  • Шовная – в результате фиксации деталей создается сплошной шов. Способ годится для склеивания корпусов устройств, оборудования, герметичных емкостей.
  • Стыковая – ее можно применять для производства колец, стыкования проводов.
  • Тавровая – позволяет приклеивать детали, расположенные под прямым углом.
  • Сварка сдвигом – помогает получить надежный сплошной шов, отличающийся герметичностью. Метод предпочтительно использовать для трубопровода, отопительных систем.

Также средства для холодной сварки различаются по консистенции. Они бывают густыми, на вид напоминающими пластилин, состоят из двух брусков. Технология применения основана на смешивании компонентов, в результате чего формируется клейкая масса. Второй вариант холодной сварки – жидкие средства, для их подготовки к работе перемешиваются два текучих вещества – смола и отвердитель. В быту намного удобнее пользоваться пластилинообразными средствами.

Есть еще одна классификация, согласно которой сварка различается по предназначению и техническим характеристикам:

  • водостойкая – может использоваться для ремонта сантехники, труб, не портится от контакта с водой (некоторые составы заклеивают дефекты прямо в воде);
  • автомобильная – такой материал содержит мелкий металлический наполнитель и предназначен для ремонта транспортных средств (бампера, разных систем и элементов салона);
  • универсальная – данным средством можно клеить практически все типы поверхностей, даже деревянные, полимерные, по пользовательским запросам этот продукт самый популярный;
  • высокотемпературная – средство является термостойким, позволяет отремонтированным изделиям работать при экстремально высоких температурах (до +1300 градусов);
  • с высокими показателями адгезии – продукт содержит чугунную крошку или иные современные наполнители, серьезно повышающие качество сцепления.

к содержанию ↑

Технические характеристики и состав

Любая холодная сварка производится в соответствии с техническими стандартами и требованиями. Основным компонентом ее является полимерное вещество – эпоксидная смола, которая обеспечивает связывание материалов между собой. За прочность связей отвечает железная, алюминиевая, чугунная пыль, она же делает средство стойким к действию температур (высоких и низких). Прочие добавки вводятся в состав производителем в зависимости от рецептуры, это могут быть сера, иные минеральные вещества.

Средние технические параметры сварки таковы:

  • первичная сушка – 5-20 минут;
  • окончательная сушка – 3-24 часа;
  • температура эксплуатации – до +130…+1316 градусов.

Многие материалы выдерживают довольно большое усилие на разрыв (до 9,5-10,5 мПа), на сдвиг (438 Н и выше). Большинство сварок надежно противостоят усилию на срез (средний показатель – 4,04 мПа).

к содержанию ↑

Производители

Отечественные марки сварки по качеству не уступают импортным, хотя цена их на порядок ниже. Отлично зарекомендовали себя средства компаний Алмаз, Полимет. Из зарубежных марок популярны такие:

  • Быстрая сталь Hi-Gear – подходит для черных и цветных металлов, камня, пластика, стойка к физическому и химическому воздействию;
  • Момент Супер-Эпокси Henkel – сохраняет свойства до +260 градусов, годится для всех материалов;
  • Poxipol Холодная сварка – создает очень прочный шов, который невозможно разорвать, является влагостойкой;
  • Wurth Liuguid Metal – абсолютно негорючее средство, устойчивое к любым агрессивным веществам;
  • Mastix – подходит даже для труб под давлением, батарей и радиаторов, легко заделывает любые дефекты.

к содержанию ↑

Область использования сварки

В инструкции по применению обычно указывается сфера, где можно эксплуатировать конкретный состав. Сварки, предназначенные для металла, прекрасно подходят для всех типов металлических изделий, в том числе:

  • для находящихся под напряжением (блоки питания, провода, прочие детали);
  • контактирующих с жидкостями (водой, щелочами, маслами, например, радиаторы или бензобаки авто).

Наиболее широко применяется сварка в ремонте автомобилей, иных транспортных средств, для сантехники (системы отопления, канализации, водоснабжения). Также материал популярен в быту, ремонте приборов и оборудования, электронных устройств и техники. Благодаря универсальности, средства для металла подойдут также для восстановления и склеивания ковролина и линолеума, керамических, стеклянных и пластиковых изделий.

к содержанию ↑

Критерии выбора холодной сварки

Первое, на что обращают внимание – подходит ли материал по области применения. Для ремонта сложных металлических конструкций и подверженных вибрации стыков нужно использовать лишь средства, имеющие усилители адгезии в составе. Есть и иные параметры, которые изучают при покупке холодной сварки.

Температурный режим

Какую температуру выдерживает сварка, зависит от ее состава и особенностей производства. Повышение температур до +130 градусов отлично переносит большинство продуктов. У недорогих составов максимальный порог эксплуатации составит +260…+275 градусов, о чем всегда указано на упаковке. Но даже такие температуры средство перенесет лишь при строгом соблюдении технологии склеивания, иначе порог снижается.

Для особых случаев (для поверхностей, подверженных действию нагрева и открытого огня) реализуются специальные жаростойкие составы. Они выдерживают до +1316 градусов и сохраняют высокую прочность на разрыв. Одной из лучших термостойких сварок можно назвать Термо от Kerry, она применяется для ремонта глушителей и может работать при -60…+900 градусах.

к содержанию ↑

Герметики

Если необходимо герметизировать сварной шов, следует выбирать состав со свойствами герметика. Обычно подобными сварками пользуются для ремонта сантехники и отопления, многие из них применяются под водой для экстренного устранения протечки. Высоких требований на разрыв к таким средствам не предъявляют, основное их свойство – служить герметиком при появления дефекта.

Составы для автомобилей

Автомобильная холодная сварка должна соответствовать ряду характеристик по стойкости:

  • к перепадам температур;
  • к вибрации;
  • к действию агрессивной химии, окислителей.

Прочность на отрыв у таких материалов высока, а по герметичности технические характеристики средние, как и по водостойкости. Форма выпуска обычно пластилинообразная, ведь из сварки порой приходится буквально вылепливать заплатки, заклепки, даже подобие болтов, на которых затем можно выполнять резьбу. Иногда автомобильными сварками пользуются как шпаклевкой для ремонта бампера, но чаще они служат временным средством для заделки испорченного радиатора, глушителя, бензобака.

к содержанию ↑

Значение наполнения

Чтобы качественно заклеить металл, в составе сварки обязан присутствовать металлический наполнитель – именно он делает сварной шов таким же крепким, как основное изделие. Идеально, если он идентичен материалу самой детали. Когда такого продукта в продаже нет, можно взять тот, где наполнитель более мощный (например, для заклеивания стали подойдет чугунный порошок).

Инструкция по использованию

Перед началом работы нужно качественно очистить склеиваемые детали. Для этого надо снять все нефиксированные элементы, удалить жир и любые загрязнения, убрать даже мельчайшие частички пыли. Обычно для этой цели моют деталь, производят шлифование и протирают спиртом, ацетоном. Удаление ржавчины – также обязательный процесс, для которого можно применять шлифмашинку. Если проводится ремонт бензобака, все его содержимое сливают, обезжиривают место повреждения уайт-спиритом.

Далее порядок работ такой:

  • Перемешать средство для сварки. Если оно в форме пластилина, отрезать нужный по размеру кусочек строго перпендикулярно, тщательно размять компоненты. В некоторых составах ингредиенты сами перемешиваются при прохождении через дозатор.
  • Готовый состав быстро распределить по поверхности дефекта или соединяемых деталей. При наличии крупного отверстия рекомендуется наложить металлическую заплатку.
  • Детали прижать друг к другу, либо рукой в перчатке хорошо придавить сформированную эпоксидную заплатку. Нужно заранее уточнить, сколько сохнет данный состав, и работать как можно быстрее.
  • Некоторые производители рекомендуют сразу, как материал стал засыхать, обработать его наждачкой для придания гладкости. Другие советуют выждать время до полного застывания клея – от 1-2 часов до суток. Лучше не приступать к сверлению, иной обработке раньше, чем через час после нанесения состава на металл.

к содержанию ↑

Главные правила работы

Нельзя смешивать жидкие двухкомпонентные средства прямо на рабочей поверхности. Для этой цели потребуется отдельная емкость, которая затем не будет контактировать с пищей. Чтобы не испортить лишний материал, нужно сразу отрезать кусочек необходимого размера, а остаток плотно закрыть и убрать в прохладное помещение. Для достижения отличной адгезии сварки с поверхностью нельзя игнорировать качественную подготовку и, особенно, обезжиривание основания.

Случается, что старый сварной шов приходится удалять, чтобы наложить новый. Очищать детали лучше механически — при помощи зубила, напильника. Далее нужно хорошо обработать поверхность ацетоном или уайт-спиритом, затем нанести свежий слой сварки.

к содержанию ↑

Меры предосторожности

Средства для химической сварки способны раздражать кожу, слизистые оболочки. Если продукт попал на кожу, в глаза, их сразу тщательно промывают, причем в последнем случае стоит сразу обратиться к врачу. Сварку нужно держать подальше от детей, домашних животных – при случайном проглатывании высок риск отравления! Работать с материалом нужно при наличии вентиляции, при этом обязательно использовать респиратор для защиты от вредных испарений. Соединить холодной сваркой можно практически любые детали из металла. Шов будет прочным и надежным, но только – при соблюдении инструкции к средству!

Определение, назначение

В этой статье мы подробно рассмотрим такое универсальное и современное средство как «Холодная сварка», детально опишем области применения и разберем все нюансы при его использовании. Многие простые обыватели, услышав это определение, наверняка приходят в замешательство — что это такое и как сварка вообще может быть «холодной»? По сути, это особая клей-замазка, применяемая для соединения различных деталей, на основе эпоксидной смолы и наполнителя, отвечающего за прочность и термостойкость. Металлический порошок в наполнителе, делает шов после его высыхания похожим на сварной. От сюда он и берет свое название.

Сразу хочу сказать, что бы вы не путались в дальнейшем, такое понятие как «Холодная сварка» также встречается в промышленности, где производится соединение мягких металлов под большим давлением, данная технология, кроме названия, с нашим клеем не имеет ничего общего.

Данное средство широко применяется в области ремонтных работ при эксплуатации транспорта, трубопроводов систем отопления, водоснабжения и сантехники. Простота и эффективность в работе, без использования специального оборудования, позволяет быстро и качественно справиться с возникшими проблемами.

Холодная сварка отлично справляется с устранением, пробоин и дыр, например в бензобаке, радиаторе, глушителе и другими небольшими дефектами поверхностей из металла, также с ее помощью можно восстанавливать резьбовые соединения, путем создания копий недостающих болтов — для этого достаточно вылепить нужную форму и, пока масса не успела застыть, нарезать резьбу обычной гайкой.

Стоит отметить, что данный вид сварки оптимален в условиях, где соединяемые детали не несут серьезных нагрузок при эксплуатации. В отличие от традиционного шва, выполненного профессиональным сварочным аппаратом, сцепление, произведенное холодной сваркой, будет значительно ниже. Поэтому это средство является хоть и надежным, но временным решением, которое позволит остановить течь или добраться до сервисного центра, где уже будет возможно произвести капитальный ремонт. Именно по этому, необходимо четко осознавать цель, к которой вы хотите прийти в результате работы. Если вы, к примеру, хотите сварить батарею, закрыть небольшие отверстия, отремонтировать трубы в доме и так далее, то холодная сварка вам не только подойдёт, но и будет куда более удобной в использовании, чем свой обыкновенный аналог. Однако, если вы считаете что на деталь может оказываться физическое воздействие, то лучше воспользоваться обыкновенной сваркой, для того что бы предотвратить ситуацию, когда ваша работа окажется напрасной из-за применения силы на шов.

Виды

Клей «Холодная сварка» можно разделить на две основные группы, классифицирующихся в первом случае – по агрегатному состоянию, в котором она находится перед использованием, во втором – по специфике назначения.

По составу

Жидкая двухкомпонентная

Жидкая состоит из двух компонентов, то есть её состав – двухкомпонентный и распределен по разным тюбикам в одном из которых находится отвердитель, во втором — наполнитель. Способ её применения заключается в том, что перед тем как начать работать необходимо, смешать данные составы в пропорции 1:1 (если иное не указано в инструкции) до получения однородной массы. Преимущество такого клея заключается в возможности многократного его использования, в отличие от остальных видов холодной сварки, которые после вскрытия и смешивания хранению не подлежат.

Пластилинообразная


Пластилинообразная разновидность сварки называется так не случайно. Она действительно похожа на обыкновенный детский пластилин. Перед применением её необходимо размягчить. Именно размягчение служит причиной тому, что элементы состава сварки вступают в реакцию между собой.

Производители обычно их выпускают в форме брусков или цилиндров, состоящих из двух слоев:

  • сердечника — эпоксидной смолы, перемешанной с металлической пылью и различными добавками;
  • внешней оболочки – отвердителя.

По целевому использованию

Для работы с металлами

Здесь название говорит само за себя — сварка для работы с металлами предназначена для соединения между собой различных видов металла. Для наилучшего сцепления, в зависимости от вида «профильного» металла в состав могут входить порошок из стали, алюминия, чугуна и прочих металлов.

Для алюминия


Может выпускаться в виде жидкости или мастики на основе эпоксидной смолы со стальным порошком. Для значительного улучшения адгезии, и устойчивости к агрессивной среде, в состав клея входят особые присадки. Соприкасаясь с металлом, средство разрушает оксидную пленку, начиная смешиваться со структурой материала из алюминия.

Если изделие в будущем будет применяться для хранения питьевой воды или продуктов питания, то применение клеящего материала на основе эпоксидной смолы – категорически запрещается!

С помощью данной холодной сварки можно эффективно и быстро отремонтировать:

  • алюминиевые крылья автомобиля;
  • головки цилиндров авто;
  • радиаторы автомобиля;
  • трубопроводы из алюминия или сплавов;
  • панели кузова и прочие детали автомобилей.

Марки: Mastix, «Титан», Cosmopur 819, WURTH Liquid Metal, «Эпокси металл Момент», ASTROhim ACE-9305, Abro Steel, PERMATEX Cold Weld, COSMO PU-200.280 COSMOFEN DUO.

Для чугуна


Актуальность использования холодной сварки для чугуна состоит в основном в устранении бытовых проблем, связанных с неисправностями и дефектами труб отопления. Следует иметь в виду, что на такой вид сварки для чугунных материалов, также не стоит возлагать больших ожиданий, и сгодится лишь для заделывания небольших пробоин и соединения негабаритных деталей. Наполнителями служат эпоксидная смола и чугунный порошок.

Марки: MASTIX, Loctite 3450, ASTROhim, Алмаз, Abro Steel.

Универсальная

Универсальную же можно использовать для того что бы склеить между собой различные материалы. Например, дерево, или полимерный материал.

Для ремонта автомобиля

С холодной сваркой для ремонта автомобиля сходна сварка для работы с металлами. Это сходство заключается в том, что они обе предназначены для работы с металлическими деталями, однако, в составе сварки для ремонта автомобилей металлический наполнитель разработан специально для автомобилей, что позволяет сделать её максимально эффективной именно для этой цели, например, при восстановление резьбы.

Для работ в различных условиях

Данная сварка характеризуется тем, что за счёт своего специфического состава способна выдерживать нагрузки, оказываемые в сложных условиях, где длительное время может подвергаться воздействию таких неблагоприятных факторов, как: высокая или низкая температура, давление, вибрации, вода, растворители.

Термостойкая


Или высокотемпературная — холодная сварка, способна выдерживать большую температуру — свыше +150° С и, как правило, низкую – ниже — 20° С. Данные значения являются пороговыми для большинства недорогих составов. Термостойкая сварка сохраняет свои свойства, позволяя сварному шву не терять прочность, в отличие от традиционной сварки, где шов просто начнет трескаться. Некоторые производители предлагают составы выдерживающие температуру до 1500° С.
Ассортимент высокотемпературной холодной сварки на рынке довольно таки обширен и с его поиском у покупателя не должно возникнуть никаких проблем, так как на упаковках в самом названии марки, как правило, уже указано, что она термостойкая.

Марки: MASTIX, Алмаз, Титан, AVS AVK, Аметист, ASTROhim, ABRO термосталь

Водостойкая

Водостойкие составы холодной сварки, как вы уже поняли из названия, способны длительное время выдерживать сопротивление воде. Часто востребованы при ремонте сантехнического оборудования. Во влажной среде или при непосредственном контакте с водой они не теряют своих эксплуатационных качеств, поэтому их можно наносить на влажную поверхность или, например, на трубу, прямо поверх течи. Водостойкая сварка, как правило, двухкомпонентная, также, для удобства нанесения на места соединения труб, выпускают в виде жидкой или полужидкой формы, способной схватываться прямо в воде, но, это уже, скорее – герметики, которые не обладают повышенной прочности на разрыв.

Марки: Tangit Epoxy-Lock от Henkel, UHU Repair All Powerkit UHU , Оскол, Penosil, Grand Caratt, LAVR Metal FIX.

Популярные бренды, характеристики

Наиболее популярные марки холодной сварки, представленные на рынке:

  • Алмаз. Выпускается в форме пластичного стержня клеящего компонента, покрытого оболочкой отвердителя. Совместимость со склеиваемыми материалами определяется параметрами наполнителя, хотя есть универсальный вариант;
  • Титан – двухкомпонентный клей в жидкой форме. Правильно подготовленная смесь обеспечивает самый высокопрочный адгезионный стык. Основное применение получил для ремонта металлических деталей;
  • Hi-Gear. Надежный состав для универсального применения в виде одного стержня, покрытого отверзающим ингредиентом. Среди недостатков – высокая цена бренда относительно конкурентов;
  • Mastix. Форма выпуска – получивший распространение одностержневой вариант. Сохраняет свойства в большом диапазоне температур: от -60° С до +150° С и может применяться для ремонта труб и емкостей без удаления содержащихся в них жидкостей. Недостаток в коротком, не превышающем 7 минут периоде жизнеспособности подготовленного состава;
  • Poxipol в исходном виде представляет собой два раздельно хранящихся пластичных компонента: эпоксидную составляющую, обогащенную модифицирующими добавками и наполнителями для склеивания различных по природе материалов, ингибитор полимеризации.
Марка Для материалов Температура применения Температура эксплуатации Сила отрыва, Н Максимальное время использования подготовленной массы Фиксированное время схватывания Полное время застывания
Алмаз черные и цветные металлы, пластмассы, стекло, керамика, дерево, мрамор, бетон, гранит, оргстекло от +5°С до +35°С до +145°С 120 кг/кв см 10 мин 20 мин 1-2 дня
Титан ПВХ, линолиум, металл, дерево, стекло, керамика от +5°С до +30°С до +130 381 10 мин 30 мин 1 день

для ПВХ – 2дня

Hi-Gear     до +260 335 5 мин 15 мин 1 час Mastix чугун, медь, алюминиевые сплавы, дерево, керамика, фарфор, мрамор от -10 -60 — +150(250 термост)   7 мин 18 мин 3 часа Poxipol     до +120 214 7 мин 30 мин  

Принципиальные отличия клея от разных производителей заключается в использовании при производстве инвариантных марок эпоксидов, модифицирующих добавок, наполнителей, катализаторов либо ингибиторов полимеризации смол.

Как правильно пользоваться холодной сваркой? Ответ прост — следовать инструкции. Ровность шва, то, какую температуру он способен выдержать, какое давление и так далее напрямую зависят от того, насколько четко вами были применены на практике советы производителя из инструкции, здесь же приводится общая сема указаний.

Вкратце отметим, что необходимо иметь при себе:

Чуть более подробное описание всех этапов читайте ниже.

Для получения более надежного соединения в первую очередь следует правильно подготовить склеиваемую поверхность:

Далее, приступаем к получению самой сварочной массы. Жидкие двухкомпонентные составы тщательно перемешиваем, в указанных на упаковке пропорциях, которые необходимо обязательно соблюдать, чтобы предотвратить потерю и ухудшение рабочих качеств.

В процессе нанесения холодной сварки следует руководствоваться их техническими характеристиками, где, например, присутствует такое понятие как — время первичного отвердевания, у большинства образцов которых, оно составляет в среднем 10-15 минут. Это время, после которого начинается процесс полимеризации и клей становится малопригодным для создания надежного соединения. Поэтому следует учитывать, какое количество клея вы успеете использовать и сколько его вам нужно приготовить, чтобы уложиться за данный промежуток времени.

При склеивании двух поверхностей, их следует надежно зафиксировать с помощью зажимов. Если вы при помощи холодной сварки собираетесь устранить образовавшееся отверстие, то для большей надежности, желательно чтобы немного сварочной массы попала внутрь него. Большие отверстия фиксируют металлической латкой. Все соединения должны прилегать максимально плотно и герметично, для улучшения эффекта, например для труб, лучше воспользоваться обтягивающими жгутами.

После проведения всех работ, оставшиеся на поверхности остатки и мелкие части материала следует убрать заранее, так как после засыхания, это сделать будет довольно таки сложно.

Если требуется сделать второй слой замазки, тогда, прежде чем наносить его поверх первого, нужно дождаться полного застывания начального слоя, который не должен превышать толщины в 6 мм.

Сколько сохнет холодная сварка, зависит от марки производителя и температуры окружающей среды, следует иметь ввиду, что время полного схватывания не равно времени первичного отвердевания. Время полного застывания может варьироваться от 1 часа до суток, после чего свариваемый участок можно красить, или придать ему необходимую форму при помощи напильника или наждачной бумаги.

Если требуется проверить качество соединения, то для этого следует подогреть место сварного шва, если вы заметите на нем появление вздутий, пузырей и каких либо деформаций, значит клей схватился некачественно и всю процедуру следует переделать заново.

Как и с другими скрепляющими материалами, при работе с холодной сваркой следует придерживаться определенных мер по соблюдению правил безопасности. В первую очередь следует иметь ввиду, что в состав данного клея входят эпоксидные и аминовые смолы, которые в неотверженном состоянии могут быть крайне токсичными и ядовитыми для человека. Поэтому надо избегать непосредственного контакта материала с кожей и, в особенности, со слизистой оболочкой. Если клей все же попал на кожу, то достаточно промыть место контакта водой с мылом или протереть денатурированным спиртом, в случае попадания в глаза – немедленно промыть водой и обратиться за помощью к врачу.

Работы желательно проводить в проветриваемом или с приточно-вытяжной вентиляцией помещении, так как в процессе полимеризации эпоксидная смола выделяет вредные пары. Теоретически, холодная сварка в застывшем состоянии уже не представляет опасности, за исключением случаев, когда она может каким либо образом контактировать с едой – здесь категорически запрещается ремонтировать холодной сваркой посуду для хранения и приготовления пищи. При шлифовке застывшего материала, во избежание попадания пыли в дыхательные пути и на слизистую, обязательно надевают очки и респиратор. Хранить клей сварку рекомендуется в оригинальной упаковке в сухом, холодном месте (от +5 °С до -35 °С), защищенном от попадания прямых солнечных лучей.

При выборе лучшей холодной сварки следует уделить большое внимание ее составу. Именно этот критерий играет самую важную роль. Наполнитель, необходимый именно вам вы можете выбрать в зависимости от того, с каким материалом предстоит работа. Например, при склеивании двух металлов наполнитель стоит выбирать с содержанием такого же (сталь для стали, чугун для чугуна, алюминий для алюминия), или хотя бы не менее прочного металла, что можно объяснить тем, что максимальная однородность между металлами повышает выдерживающий коэффициент.

Также следует обращать внимание на температурный диапазон эксплуатации, при которой состав сохраняет свои технические показатели – высокотемпературная сварка, как правило, гораздо прочнее.

Что касается конкретной марки холодной сварки для металла с наилучшими показателями на силу отрыва и сдвиг, то здесь бесспорным лидером является составы марки «Титан».