Какие параметры влияют на формирование самооценки человека

Чтобы решить проблемы, связанные с самооценкой, необходимо знать, как она формируется. В этой статье мы разберем этот вопрос, а также узнаем, что такое самооценка, зачем она нужна, чем она нам может быть полезна.

Что такое самооценка?

Самооценку можно определить, как навык, способность воспринимать и оценивать себя как личность, свои действия, свои результаты. То есть самооценка — это некий фильтр между тем, что проецируется в голове человека и тем, кто он есть на самом деле. Самооценка — это внутренний образ «Я», призма восприятия. Самооценку можно сравнить с зеркалом или сенсором, благодаря которому человек получает обратную связь на свои действия.

Чем  полезна самооценка?

Во-первых, благодаря самооценке человек может развиваться. С её помощью он воспринимает себя, как часть социума, и видит, что  у него в каких-либо проявлениях жизни есть слабые стороны. Во-вторых, при помощи самооценки он может понять, как это можно исправить. Т.е. получая объективную информацию через инструмент самооценки, человек может себя трансформировать, менять, улучшать и, соответственно, получать лучшие результаты, меняя свою жизнь в качественную сторону, становиться более счастливым. Самооценка помогает улучшать свою жизнь в материальном, духовном плане, делать её эмоционально насыщеннее. Но всё это возможно только в том случае, если человек реально воспринимает  себя и получает объективную информацию с помощью своей самооценки.

Как формируется самооценка?

Важно понимать, что самооценка — это динамическая часть личности. В процессе жизни она постоянно меняется. Это может происходить раз в несколько лет, может чаще, в зависимости от того, что окружает человека. Начав формироваться в раннем детстве, в течение жизни самооценка постоянно меняется. Это динамичный показатель.

Самооценка начинает формироваться, как только ребёнок начинает воспринимать себя, как личность, примерно в возрасте 1-1,5 года. Ребёнок считывает различные навыки взрослых, копирует их, в том числе и самооценку. То есть, он учится воспринимать мир так же, как люди, с которым он взрослеет, как принято в той среде,  в которой он растет. Ребёнок копирует различные моменты поведения,  в том числе и самооценку. Именно в детстве закладывается базис – то, как человек относится к себе. Так же на формирование базиса самооценки оказывает влияние эмоциональное отношение к ребёнку. Если к нему относятся с любовью, то будет адекватное восприятие себя. Если к нему относятся пренебрежительно, то самооценка будет значительно ниже, и себя он будет воспринимать по-другому. Таким образом, в детстве закладывается глубинный уровень самооценки. Но это только начало.

Дальше ребенок попадает в социум. Например, в детский сад, или сразу в школу. Его круг общения расширяется. Он начинает взаимодействовать с друзьями, в школе со сверстниками, одноклассниками, может быть, с более старшими ребятами. И уже в социальном взаимодействии на самооценку влияет отношение к нему –  то, как его воспринимают. Если он попадает в достаточно адекватный, здоровый социум, самооценка у него будет выше. Если к нему относятся хорошо, уважительно. Если в том социуме, куда он попал, принято уважительно относится друг к друг, то его самооценка будет выше. Отношения формируют дальнейшие слои структуры самооценки.  Если ребёнок попадает в низкоранговый, маргинальный социум, например, в класс, где учатся одни двоечники или дети алкоголиков, то и отношения в этом коллективе, и собственная самооценка других детей будет другая. Если с раннего детства к ним относились, как к чему-то,  чего не существует, то соответственно, и самооценка у них «ниже плинтуса». Через взаимодействие, через коммуникацию в таком социуме самооценка ребёнка страдает.

Следующий уровень – это непосредственно оценки, которые дети получают, начиная со второго класса. И хотя в первом классе оценки не ставят, учителя интонационно по привычке показывают своё отношение, что тоже оказывает влияние. Вся система образования в школе и институте построена на том, что человек приучается сдавать экзамены, его постоянно оценивают в числовом варианте. С одной стороны, это объективный показатель качества учебы, а с другой стороны, он имеет негативное влияние, потому что и школа, и институт отучают людей ошибаться. Человек делает ошибку — ему ставят двойку. Это влияет на самооценку, на его внутренний образ «Я». Он воспринимает это так: «Раз мне поставили двойку, значит, я стал хуже». А на самом деле, количество ошибок – это активность, вероятность того, что он чего-то достигнет, чему-то новому научится.  Чем больше человек ошибается, тем больше практических навыков  и результатов он может получить. В этом смысле наша система образования имеет существенный минус.

На дальнейшее формирование самооценки влияют непосредственные результаты, когда человек начинает взаимодействовать с другими людьми в рабочем порядке. Например, он устраивается на наемную работу, или у него появляются какие-то коммерческие взаимоотношения с окружающими людьми, он что-то продает, предлагает какие-то услуги. На самооценку влияет само это взаимодействие, заработанные деньги. Если человек работает на наёмной работе, то там компания выстраивает систему правил, мотивации, определяет, что можно, что нельзя. Через обратную связь в виде премиальных выплат, отношения начальника, также оказывается влияние на самооценку сотрудников. В зависимости от системы мотивации в компании, люди могут себя воспринимать и ощущать совершенно по-разному.

Если человек находится во фрилансе, то, на мой взгляд, это более здоровая среда для формирования самооценки. Человек получает более  объективную обратную связь. Не компания выстраивает для него правила, а живые клиенты. Им не интересно влиять на его самооценку, им интересно получать результат, что-то полезное. У них есть свои реальные интересы. Благодаря такому реальному взаимодействию с клиентами, формируется и даже видоизменяется самооценка. Поскольку постоянно идет объективная обратная связь, то это самый здоровый и полезный вариант взаимодействия. Человек  понимает, чего ему не хватает, что он хорошего даёт людям, за что они готовы платить, за что не готовы платить. Это даёт возможность оперативно обучаться, развиваться, предлагать более качественные услуги. И в результате  человек очень быстро растет,  в отличие от наёмной работы, где система выстроена и она стабильна. Так же и в предпринимательской деятельности, в свободном плавании,  человек более динамично развивается, потому что сами условия взаимодействия заставляют его меняться и выходить на новый уровень. Тогда он может получать больший доход, меньше работать, достигать своих личных целей, преследовать личные интересы.

Даже пройдясь по  этим четырем уровням, можно понять, как поднять самооценку. Самооценка – это динамический параметр, она меняется. И если человек занимается правильной деятельностью, самооценка будет с каждым новым чеком, с каждой полученной премией подниматься сама по себе.

Что делать, если проблема с самооценкой сформировалась в раннем детстве?

Другая ситуация, если есть негативное влияние прошлого. При формировании самооценки слои накладываются последовательно. Детство находится в самых глубоких слоях психики, оно уже забыто, и детский опыт влияет на самоощущение как фоновое состояние. Если ребёнок в детстве скопировал пример плохой самооценки от родителей, то во взрослом возрасте, когда он получает хорошие результаты, внутренне, на эмоциональном уровне, опыт детства будет мешать радоваться своим достижениям. Результаты хорошие, а приятных эмоций и ощущений от этого мало.

И наоборот, если в детстве ребенок был, допустим, единственным в семье, получал большое количество внимания, ему всё разрешали, всё прощали, то на уровне эмоций и ощущений у него формируется мнение, что он центр земли. Он принимает решение, что он самый главный. При чём, он неосознанно это принимает, а на уровне ощущений. В самых глубинных слоях это отпечатывается. И у него формируется внутренняя потребность быть в центре внимания, быть самым лучшим. Если попадая в социум, взаимодействуя с людьми,  он не реализует эту потребность в его работе, в его социальном окружении, поскольку у других людей свои интересы и его эгоцентризм никому не нужен, у человека возникает конфликт. Это конфликт между глубинным самоощущением, которое заложилось в детстве, и теми реальными результатами, которые он получает во взрослом состоянии.

Психика так устроена, что эти глубинные слои медленно меняются. Человек приходит в этот мир и сначала формирует правила, они запечатываются в его психике, и потом он по ним живет. Известны случаи, когда дети вырастали в среде животных. Детский период, когда они обучаются копированию проходил, и в дальнейшем такие дети уже не были способны социализироваться и взаимодействовать в людском обществе. Человеку дана возможность научиться в детстве очень быстро и многому. И то, что он вобрал в детстве, остаётся с ним на всю жизнь. Точечно, не  полностью все, но самые насущные, наболевшие проблемы детства можно прорабатывать подробными и глубинными методами психологической работы. Например, гипнозом, трансовыми техниками.  Это устраняется не за один-два раза, а целенаправленной работой, в течение одного,  двух, трёх месяцев. В основном это связано с измененными состояниями сознания, с трансовыми техниками. С их помощью можно каким-то образом подкорректировать, изменить эмоциональный фон на более полезный и адекватный.

Человек – часть социума, и для него важно отношение окружающих, оценка его качеств, способностей, привлекательности. Но не менее важна для нас и самооценка, отношение к себе, которое формируется у человека в течение всей его жизни. От уровня собственной оценки своих достоинств и недостатков во многом зависит и то место в обществе, которое мы занимаем, и уверенность в своих силах, и степень социальной активности.

Что такое самооценка

В психологии самооценка рассматривается как комплекс представлений человека о себе самом, которые сформировались на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют важную роль в формировании образа собственного «Я» или Я-концепции.

Сознательно или неосознанно, но мы всегда сравниваем себя с другими и оцениваем с позиции «лучше», «хуже» или «такой же, как все». Оцениваются в первую очередь важные, значимые для общества качества. Например, для молодого человека дворянского сословия первой четверти XIX века было нормальным рассуждать о том, лучше или хуже он танцует мазурку, чем поручик Ржевский. А для современного человека это качество не имеет значения, поэтому и не оценивается.

Таким образом, в основе самооценки социально значимые ценности, без которых невозможно осознать себя достойной уважения личностью в данном обществе и в данное время.

Понятно, что оценивать себя можно по-разному, тем более бывают ситуации, когда мы довольны собой и нравимся себе, а в другое время какой-то поступок заставляет переживать острое недовольство, и мы занимаемся самобичеванием. Но самооценка как часть самосознания личности – это устойчивое образование, оно хоть и может меняться, но не зависит от ситуативного отношения к себе. Напротив, самооценка корректирует это отношение:

  • Человек с высоким мнением о себе скажет: «Как же я мог так поступить, это для меня совершенно нехарактерно», и постарается забыть об оплошности.
  • А тот, у кого самооценка низкая, напротив, акцентирует внимание на своих ошибках, будет долго корить себя за них, подумает о том, что «он по жизни криворукий неудачник, который ничего толком не умеет».

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка в той или иной степени правильно отражает способности и качества личности, то есть это представление человека о себе самом, которое соответствует реальному положению вещей. Подобные представления могут быть как со знаком +, так и со знаком −, ведь люди не идеальны. Например, когда человек говорит, что ему медведь на ухо наступил, это может быть не принижение собственных способностей в музыке, а их адекватная оценка.

Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:

  • правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
  • ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
  • способен критически посмотреть на себя со стороны;
  • старается предвидеть результаты своих поступков.

Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.

Неадекватная самооценка

Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.

Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и конфликтам с окружающими.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:

  • они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
  • не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
  • часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
  • подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
  • отвергают помощь и поддержку окружающих;
  • в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
  • не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
  • часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
  • имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим.

Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.

Заниженная самооценка

Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:

  • нерешительность и чрезмерная осторожность;
  • зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
  • стремление переложить ответственность в том числе и за свои поступки на плечи окружающих;
  • комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, обидчивость, неуживчивость;
  • чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм;
  • мелочность, мстительность и завистливость;
  • страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.

Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.

Структура самооценки

В структуре самооценки психологи выделяют два компонента: когнитивный и эмоциональный:

  • Когнитивный компонент (от латинского cognition – знания) включает в себя знания человека о себе, своих способностях, умениях, возможностях, слабых и сильных сторонах. Этот компонент формируется в процессе самопознания и во многом влияет на уровень самооценки. Неадекватная самооценка, как правило, связана либо с не соответствующими реальности представлениями о собственном «Я», либо с их несформированностью.
  • Эмоциональный компонент – это отношение индивида к себе и различным проявлениям собственной личности. Эмоции, которые мы испытываем к себе, очень противоречивы: одобрение и неодобрение, самоуважение или его отсутствие, любовь или неприятие себя.

Различия этих двух компонентов чисто теоретические, в реальной жизни они сосуществуют в неразрывном единстве – наши знания о своих качествах всегда эмоционально окрашены.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?

Социальные факторы

Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки. Вот некоторые из них:

  • несправедливые или чрезмерные наказания;
  • необоснованная и слишком частая похвала;
  • постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать его слабости, неумения, непослушание;
  • положение «царька» в семье или любимчика в школе;
  • подчеркивание и акцентирование внимания ребенка на его неудачах и промахах.

Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.

Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно.

Личностные факторы

На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера.

  • Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
  • Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.

То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».

Уровень притязаний

Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.

Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.

Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.

Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.

Коррекция самооценки

Возможность изменения своей самооценки в сторону более адекватной волнует многих людей. Особенно это характерно для зрелых и уже казалось бы состоявшихся личностей, когда человек осознает, что неправильная оценка своих сил и возможностей мешает ему достигнуть успеха и плохо влияет на отношения с окружающими.

Самооценка поддается коррекции даже самостоятельно, хоть в особо запущенных случаях требуется помощь психотерапевта или психолога-консультанта. Но проще повысить самооценку, чем снизить неадекватно завышенную. Точнее, есть условия, при которых самооценка понижается, но чаще всего они неприятные и даже травмирующие для человека.

Если же индивид осознал, что у него неадекватно завышенная самооценка, значит, смог посмотреть на себя критически, а следовательно, не такая эта самооценка у него и завышенная. В любом случае он уже на правильном пути.

Существует множество советов, касающихся повышения самооценки. Но сначала стоит разобраться, в какой сфере вы себя недооцениваете. Что вас больше в себе не устраивает или чего вам не хватает для повышения самоуважения? Выпишете на отдельном листе в столбик основные области, в которых реализовывается человек:

  • отношения с людьми;
  • профессиональная деятельность (или выбор профессии);
  • внешность;
  • уровень знаний, интеллект;
  • увлечения;
  • семья.

Можете сами добавить что-то важное для вас. А теперь оцените свою успешность в этих сферах по 10-балльной шкале. Если оценки будут несколько выше 5 баллов, то у вас самооценка в пределах нормы, но можно ее повысить. А если существенно ниже 5, то на эту область следует обратить особое внимание.

Подумайте, почему вы считаете, что в данной области вы неуспешны? А что вам не хватает, чтобы почувствовать себя более уверенным, начать уважать себя и даже восхищаться? Выпишите на отдельном листе то, чего вам не хватает. И начинайте работать, устраняя эти недостатки.

Как видите, ничего сложного. А если вы хотели бы «волшебную таблетку» или готовый рецепт, так их нет. Люди-то все разные, проблемы у нас тоже разные. Но можно дать несколько общих советов для повышения самооценки:

  • Перестаньте сравнивать себя с другими. Помните, каждый человек уникален, не лучше или хуже, а просто другой. И ваше преимущество в том, что вы отличаетесь от других.
  • Посмотрите вокруг и постарайтесь увидеть все самое хорошее и светлое. Остановитесь, закрепите у себя в голове это ощущение и постарайтесь больше не допускать негативных мыслей – они притягивают неудачи.
  • Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, поражение приходит к тому, кто его ждет.
  • Улыбайтесь. Улыбка – мощнейший инструмент, настраивающий наше состояние на позитив. Но не менее важно, что она и окружающих людей настраивает на более высокую оценку нас.
  • Напишите на бумажке все свои достоинства и почаще перечитывайте их, особенно когда почувствуете неуверенность и страх неудачи.
  • Будьте более открыты. Не стесняйтесь обращаться к людям за помощью и поддержкой.

Для повышения самооценки очень важно одобрение и похвалы окружающих. Поэтому найдите себе хобби или увлечения, в котором вы сможете добиться успеха, и не стесняйтесь эти успехи демонстрировать. Рисуйте, вяжите, вышивайте крестиком, собирайте картины из пластиковых пробок или фотографируйте необычные облака. И делитесь своими успехами, добивайтесь похвалы. Сейчас с развитием общения в социальных сетях это сделать совсем несложно.