Ксенофобия: причины, современный мир и нетерпимость

Помогла статья? Оцените её

Ксенофобия: причины, виды и способы преодоления

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВА

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Самарский филиал

Московский городской педагогический университет

Психолого-педагогический факультет

РЕФЕРАТ

По курсу «Этнология»

по теме «Ксенофобия: причины, виды и способы преодоления».

студентки 5 курса

психологического факультета

Климентьевой Натальи Николаевны

Научный руководитель:

К. и. н. Петрушкина О.С.

САМАРА 2011

Содержание

Введение

1. Понятие ксенофобии в современной психологии и педагогике

2. Закономерности возникновения и развития ксенофобии. Сущность ксенофобии

3. Причины и виды ксенофобии

Заключение

Литература

Введение

У многонациональной России — многовековая история, в которой присутствуют мирное сосуществование разных наций и народностей, религий, умение понять и простить, если требуется, ошибки друг друга.

Образование и культура, закон и порядок должны помочь сформировать такое толерантное пространство, где не было бы места национализму, геноциду, расовой ненависти и ксенофобии.

Ксенофобия имеет сотни причин. Это и наличие в мире государств (а в России еще и регионов) с разным уровнем экономического развития, с разными национально-культурными традициями. Это и усиление миграционных процессов, увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев.

Одновременно с процессами глобализации, унифицирующими многие стороны жизни, все большую ценность для человечества приобретают культурные и индивидуальные особенности. Мы стремимся сохранить уникальность того знакомого, комфортного и безопасного мира, который называем своим, и преисполнены решимости защищать его. В наши дни человек так же, как он это делал всегда, продолжает упорно проводить видимые и невидимые границы, отделяя себя от чужих миров и людей и таким образом справляясь с порождаемыми ими страхами.

В концентрированной форме эти страхи выражает слово «чужой» испокон веков пугающее человечество. Смысл, вкладываемый в это слово, не всегда однозначен. Если вместе с настороженностью «чужой» вызывает также интерес и любопытство, порождая амбивалентные чувства, то в этом случае «чужой» — это скорее «другой».

Но все же гораздо чаще в отношении к «чужому» начинает доминировать страх. Ведь исторически так сложилось, что люди всегда опасались непонятного, непознанного и незнакомого. Поэтому «чужих-чуждых» обычно сторонятся, отвергают, их считают виновниками проблем и бедствий, нередко принимают за врагов и ненавидят. И если такой стороной оборачивается рациональное чувство страха человека перед неведомым, то это не что иное, как ксенофобия — страх чужаков, неприязнь и враждебность по отношению к «чуждым», непохожим на нас отдельным людям и целым группам. [1]

1. Понятие ксенофобии в современной психологии и педагогике

Ксенофобия (Xenophobia) имеет свое происхождение от двух греческих слов «фобия» (боязнь, страх) и «ксенос» (иностранный, незнакомый, иностранец). — навязчивый страх перед другими людьми, а также ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления. [2]

Ксенофобия — это иррациональный, постоянный, или чрезмерный страх перед иностранцами или незнакомыми людьми, не обязательно оформленная, поощряемая, терпимая или стимулируемая властями.

Многие жизненные явления оцениваются в сравнении с традициями, ценностями и нормами, принятыми в своей группе. Ксенофоб может считать, что он является объектом нападения со стороны иностранцев. Этот постулат отделяет определение ксенофобии от расизма и обыкновенной предосудительности по отношению к представителям другой расы.

Ксенофобия имеет биологическое объяснение, как инстинкт самосохранения, желания сохранить себя и свой будущий род. Подобное явление можно наблюдать и у животных в межвидовом поведении, когда проявляется сильная нетерпимость к особям, не принадлежащим данному виду, стаду и т.п.

Наибольшему проявлению ксенофобии подвержены те группы, которые чувствуют угрозу своей социальной идентичности. Она достаточно ярко выражена у молодых людей и школьников, проживающих в малых, преимущественно однородных по этническому составу городах, или наоборот в плотно населенных мегаполисах, где довольно часто случаются социальные конфликты.

ксенофобия раса преодоление психология

Ксенофобия нередко превращается в социально опасный психологический феномен: когда различия между людьми сами по себе начинают восприниматься как проблема, когда этих различий боятся. Страх порождает неприязнь, которая может перейти в ненависть и враждебность. И тогда психологический механизм «мы — они» активизируется в полной мере и определяет формирование негативных стереотипов и предрассудков, отталкивающих образов врага и разных форм дискриминации. Для ксенофоба фактор угрозы имеет первостепенное значение: мир опасен, он населен враждебными странами, народами, группами и людьми. Чем в большей безопасности ощущают себя люди, тем меньше чуждых и опасных групп они находят в окружающем их мире. А рост ощущения угрозы существенно сжимает безопасное социальное пространство человека, в лучшем случае, до размеров его семьи. [4]

В современной социологии термин «ксенофобия», как правило, применяют только к межэтническим отношениям и даже, более того, для описания взаимоотношений «коренного» и «пришлого» этносов. Часто, особенно в СМИ и в бытовой речи, термин «ксенофобия» употребляют как заменитель других слов, кажущихся либо маркированными, либо одиозными. [3]

2. Закономерности возникновения и развития ксенофобии. Сущность ксенофобии

Социопсихологи считают, что в основе ксенофобии лежит триада — гнев, отвращение, презрение. Эти эмоции образуют несложный поведенческий комплекс, обусловленный, вообще говоря, личностным и коллективным уровнем тревожности и агрессии. Чем более высока тревожность, тем более подсознание пытается вылезти из ловушки за счет вытеснения причины беспокойства. На коллективном уровне тревога выливается в «поиск виноватых». Взяв такой психологический аспект, надо понимать ксенофобию именно как фобию, то есть страх, растормаживающий подсознательные реакции, страх иррациональный и оттого не имеющий обоснования и направления. Поиск торможения, способа нейтрализовать страх, ведет к ненаправленной агрессии. Тогда возникает психологическая основа инстинктивной ксенофобии. На нее могут накладываться исторически обусловленные формы этнического антагонизма, которые могут проявляться совсем не в форме фобии, а скорее вспышками неприязни, спорами и мифологизированием истории взаимоотношений. Таковы, например, грузино-армянская, тюрко-арабская, еврейско-арабская неприязнь, как правило, взаимного характера [2].

Идейная форма ксенофобии как раз связана с выходом индивидуальных эмоций на уровень идеи. В отличие от инстинктивной ксенофобии, она не социальный рефлекс, а именно политическая идея, возникающая во времена испытаний и страданий, в пору потрясения государственных основ и самой народной жизни.

Ксенофобию часто отождествляют с национализмом, однако между этими понятиями есть существенное отличие: приверженцы националистических взглядов не обязательно испытывают негативные чувства к другим нациям, этносам или религиям. С другой стороны, ксенофобски настроенные люди могут называть свои воззрения «национализмом» с целью придания им большей привлекательности. Также ксенофобия в своих конкретных проявлениях граничит и пересекается с шовинизмом.

Ксенофобия большей частью иррациональна, но может оправдываться некоторыми логическими доводами. Человек может объяснять свою неприязнь к группе Х тем, что она имеет плохие обычаи Y, а свое негативное отношение к обычаям Y — тем, что их придерживаются плохие люди Х. При этом ни людей Х, ни обычаев Y он может вообще не знать. При личном знакомстве установки часто меняются к лучшему, люди узнают друг о друге и страх перед неизвестным отступает. Это замечено и на примере антисемитизма, и на примере гомофобии.

Предпочитаемые объекты ненависти могут быть разными, некоторые не любят евреев, другие — негров, азербайджанцев или американцев. По подсчетам социолога Льва Гудкова, в России вероятность пересечения разных ксенофобских установок составляет 75-80%, таким образом среднестатистический ксенофоб может избирать в качестве объекта приложения своей ненависти и «черных», и евреев, и китайцев, и перуанцев, даже геев или представителей иной молодежной (и любой другой) субкультуры, достаточно того, что перед ним — чужой (инакомыслящий).

В зависимости от типа поведения, склонности к агрессивному или депрессивному состоянию можно наблюдать ксенофобию в двух формах — скрытую (по депрессивному типу: «все забрали черные», «жиды весь мир скупили») и явную (по агрессивному типу: «бей!. «).

Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Такие фильмы, как «Чучело» и «Игры для детей школьного возраста», только привлекли внимание взрослых к фактам, о которых все они прекрасно знали, но пытались забыть. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подростков и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей. [3]

3. Причины и виды ксенофобии

В словаре Вэбстера ксенофобия — это «страх или ненависть к незнакомцам, или иностранцам, или к тому, что странно или чуждо». Главным объектом ксенофобии всегда были незнакомцы или чужестранцы (xenos — посторонние, иностранцы). Причины здесь просты: исторически так складывалось, что появление чужаков, как правило, не предвещало ничего хорошего. В худшем случае они претендовали на поля и пастбища, на имущество, на жен. В лучшем случае — внедрялись в общество, принося с собой перемены. Хорошие или плохие, глобальные или незначительные — это другой вопрос, но чужаки представляли реальную угрозу сложившемуся образу жизни.

В современном обществе ксенофобия распространяется на очень широкий круг объектов, в соответствии с которыми выделяют следующие ее виды:

·расовые и этнические фобии (этнофобии), определяющие предубеждение и дискриминацию по отношению к лицам другой расы или этнической группы (например, белый и черный расизм, антисемитизм, синофобия — фобия по отношению к китайцам, и др.);

·религиозные фобии, определяющие страх и предубеждение по отношению к приверженцам различных религиозных ориентаций (например, исламофобия, фобии по отношению к представителям различных религиозных культов);

·фобии по отношению к группам, отличающимся по социальным, культурным, материальным и физическим признакам.

В последнюю группу входит широкий круг социальных фобий, многие из которых давно находятся в сфере внимания ученых и поэтому получили специальные и уже хорошо известные названия. Это, например, мигрантофобия — предубеждение и дискриминация против беженцев, вынужденных переселенцев, лиц, ищущих убежище; гандикапизм — фобия и предубеждение против индивидов с физическими ограничениями (физические недостатки, увечья и др.); эйджизм — предубеждения и дискриминация, вызванные возрастом человека; сексизм — предубежденность и дискриминация на основе половой принадлежности и многие другие. Особенно число таких предубеждений расширяется в кризисных социальных ситуациях, когда ксенофобия приобретает массовый характер.

Стремление человечества разделять мир на «своих» и «чужих» неистребимо. Такая особенность человека может быть использована в разных целях, в том числе и в таких, которые эквивалентны территории, власти, капиталу и материальным ценностям. Как правило, эти цели остаются за кадром. А вот поводы, которые изобретаются для их реализации и даются на откуп массовому сознанию, часто не отличаются особой аргументированностью. Нелепые и абсурдные, они, тем не менее, могут поднять на мятеж толпы людей, спровоцировать кровопролитные войны. Социальный порядок, определяющий взаимоотношения людей в нашем мире, вне зависимости от разнообразных культурных обычаев и традиций, испокон веков задавался универсальной психологической альтернативой «мы — они». Залогом трудного выживания становилось создание замкнутых «мы-групп» и настороженное или враждебное отношение ко всем чужим «они-группам». Стремление человека делить мир на «мы» и «они» — одна из базовых особенностей человеческой природы и центральный психологический механизм ксенофобии. [1]

4. Преодоление ксенофобии

Способ 1. Действия «групп ненависти» часто вызывают две реакции — апатию («это изолированный инцидент») или страх («с этим невозможно бороться»). Ненависть — это открытая атака на толерантность и правила хорошего тона. Ненависть необходимо останавливать добрыми делами. «Группы ненависти», прикрывающиеся «патриотической риторикой» стремятся разделить нас. Их взгляды фундаментально антидемократические. Подлинные патриоты сражаются с ненавистью. Сидение дома никоим образом не поможет этой борьбе. Ненависть необходимо подавлять в зародыше.

Способ 2. Следует объединяться. Необходимо позвоните друзьям и сослуживцам, организовать союзы с клубами, общественными организациями, подключать средства массовой информации, вовлекать всех, предлагать и обсуждать любые идеи, чтобы каждый был вовлечен в эту борьбу, искать союзников.

Способ 3. Жертвы «преступлений ненависти» особенно уязвимы — они чувствуют страх, беспомощность и одиночество. Их атакуют только за то, что они есть — за их цвет кожи, национальность, сексуальную ориентацию. Молчание усугубляет их изоляцию. Следует помочь и поддержать жертв преступлений, продемонстрировать, что сочувствуете ему и поддерживаете его. Дайте жертвам возможность понять, что они не одиноки. Могут помочь даже самые простые знаки внимания — телефонный звонок, письмо.

Способ 4. «Группы ненависти» необходимо идентифицировать, понять их символику и программу. Чтобы правильно реагировать, необходима точная информация и знание предмета.

Способ 5. Ненависть не запрещена законом. Ксенофобы имеют право проводить мирные демонстрации. Усилия должны быть сосредоточены на организации акций, которые пропагандируют терпимость.

Способ 7. Ксенофобия должна быть объяснена и осуждена. Помогайте журналистам искать информацию. Спорьте с представителями «групп ненависти» на открытых форумах и в Интернете. Стремитесь доказать, что ненависть разрушает, а единство — помогает миру и процветанию.

Способ 8. Чиновники и политики могут стать важными союзниками в борьбе с ксенофобией. Однако некоторые из них вынуждены будут преодолеть свои собственные предубеждения. Если известные и уважаемые люди выступают в поддержку жертв «преступлений ненависти», то жертвы не чувствуют себя брошенными обществом, члены общества ощущают себя в безопасности, а пространство, необходимое для действий и диалога, расширяется. Молчание лидеров создает вакуум, в котором распространяются слухи, жертвы чувствуют себя беззащитными, а агрессоры, наоборот, думают, что их поддерживают власти.

Способ 9. Ненависть не приходит со стороны, она взращивается рядом, приобретает силу в обществах, граждане которых бессильны и безголосы, где различия — причина страха, а не предмет для гордости. Главное средство борьбы с ненавистью — воспитание людей, которое начинается с самого себя.

Способ 10. Предубеждения появляются в детском возрасте. В трехлетнем возрасте малыш уже понимает различия в цвете кожи и может гордиться или страдать от этого. В 12 лет подросток приобретает стереотипы о расовых, этнических и религиозных группах. Поскольку стереотипы оправдывают и обосновывают ненависть, большинство преступлений совершаются молодыми людьми, не достигшими 20-летнего возраста. Поэтому обучение терпимости, толерантности должно начинаться с самого раннего детства. Толерантность — это личное решение. Она приходит в результате обучения и принятия принципа, что все люди полезны и равны. Мы все выросли, приобретя определенные предрассудки. Поэтому все начинается с Вас. [4]

Заключение

Ксенофобия — естественное человеческое свойство. Столь же естественное, как и любопытство. Встреча с неизвестностью чревата как опасностью, возможно, и смертельной, так и возможностью обрести новые знания и навыки. Особь или популяция, реализующая успешную стратегию выживания, всегда будет демонстрировать нормальную реакцию на новое — смесь любопытства и настороженности. Отсутствие одной из составляющих обрекает на неизбежное поражение. На уровне социальных, культурных или идеологических групп эти утверждения очевидны и не оспариваются никем. Проблемы начинаются исключительно на этническом уровне. Люди, категорически не приемлющие этнических обобщений, просто лишены соответствующих рецепторов, отвечающих за распознавание «свой-чужой».

В каждом обществе время от времени баланс любопытства и настороженности по отношению к «инородцам» нарушается. Как в ту, так и в другую сторону. Причины бывают самыми разными, но для любого народа существует пороговое количество гостей, за которым рост численности «чужих» начинает восприниматься как угроза самой этнической идентичности. Высота порога может варьироваться в зависимости и от экономической и демографической конъюнктуры, и от политического самочувствия коренного этноса, и от степени комплиментарности гостей и хозяев. Но само наличие порога отменить невозможно. [3]

Литература

1.Г.У. Солдатова, А.В. Макарчук. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии <#»justify»>3. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. — М., 1996.

4.<http://mirrosta.ru>