Нормальное развитие ребёнка в 6 месяцев

Возраст 6 месяцев – переломный этап в развитии грудничка. Это время первых зубов и введения прикорма. Малыш уже пытается сидеть самостоятельно, становится более подвижным и самостоятельным. Развиваются мышцы и изменяются пропорции тела. Поведение и эмоции становятся осмысленными. Целую ночь малыш спокойно и крепко спит и не просыпается от кормления. Он тратит много энергии, устает под вечер и поэтому легко засыпает.

Однако беспокойство из-за появления первых зубов может разрушить сон и спокойствие малыша. Давайте рассмотрим подробнее, что должен уметь ребенок в 6 месяцев.

Что умеет ребенок в 6 месяцев

  • Узнает голоса знакомых людей, которых при этом не видит;
  • Следит за передвижением людей и предметов;
  • Ищет и находит спрятанные игрушки или накрытые предметы;
  • Самостоятельно ползает, подползает к игрушке, которую видит перед собой;
  • Управляет двумя руками одновременно. Может хлопать в ладоши, брать и бросать предметы, перекладывать вещи из одной руки в другую и держать по игрушке в каждой руке;
  • Увеличивается количество слогов, которые может произносить ребенок. Имитирует взрослые звуки и к концу шестого месяца он знает и произносит до 40 различных звуков;
  • Садится при помощи взрослого и начинает садиться самостоятельно;
  • Самостоятельно занимается с игрушками 10-15 минут;
  • Включается в развивающие игры, среди которых пирамиды и кубики. Малыш самостоятельно может открывать и закрывать коробочки, складывать предметы;
  • Облокачивается на руку, лежа на животе, при этом второй захватывает игрушку или интересный предмет;
  • Опирается на предплечья, лежа на животе, держит при этом голову;
  • Легко переворачивается с живота на бок, на спину и обратно на живот;
  • Некоторые малыши уже в полгода пытаются встать, держась за край кроватки;
  • Открывает рот перед ложкой, кушает с ложечки мягкую полугустую пищу.

Особенности развития малыша в 6 месяцев

Физическое развитие грудничка обуславливает вес и рост. Увеличение этих показателей немного снижается по сравнению с первыми четырьмя месяцами жизни. Малыш уже набирает вес и рост не так быстро. Это обусловлено тем, что ребенок стал более активным и мобильным. Должный вес ребенка в 6 месяцев рассчитывают по формуле:

Масса тела ребенка в полгода = вес при выписке + 800Х6

Средний вес малыша в полгода составляет 7-8 кг, а рост – 66 сантиметр. По данным Минздрава России, физическое развитие грудничка в 6 месяцев характеризуется следующими показателями:

Параметры Девочки Мальчики
Рост 62,5-68,8 см 63-69 см
Вес 6,4-8,3 6,6-9 кг
Окружность головы 41,5 – 44,2 см 42-45,5 см
Окружность груди 41,6-45,8 см 41,4-47,6 см

Двигательное развитие ребенка характеризует подвижность и устойчивость рук и пальчиков. Малыш легко хватает и удерживает игрушки, способен держать по предмету в каждой руке одновременно, перекладывать вещи из одной руки в другую. А зрение грудничка различает даже самые маленькие предметы. Шестимесячный ребенок подражает звукам, речи и движениям взрослого. В этом возрасте он испытывает и различает такие чувства, как испуг, напряжение и беспокойство, радость, восторг и веселье, недовольство, раздражительность и дискомфорт.

Питание и режим дня грудничка

Питание шестимесячного малыша также должно включать грудное кормление. Ведь только молоко мамы обеспечивает нормальное физическое и психическое развитие малыша. Такое питание формирует и укрепляет иммунитет, стабилизирует рост и вес. К полугоду у детей полностью исчезают колики и срыгивания, поэтому ребенок чувствует себя лучше.

В этот период в питание детей включают первый прикорм. В первое время давайте ребенку пищу в жидкой консистенции и небольшом объеме. Существуют различные мнения о том, что давать грудничку в первую очередь. Многие педиатры считают, что это должно быть пюре из овощей и фруктов.

Наиболее безопасное питание для детей представляет брокколи и цветная капуста, яблоки и бананы, кабачки и картофель. Будьте аккуратны, так как взрослые продукты могут вызвать аллергию! В любом случае пюре должно включать только один ингредиент. Только после введения каждого, продукты можно перемешивать.

Известный телевизионный доктор Комаровский считает, что первое питание должно состоять из творога и кефира. Так как эти продукты наиболее напоминают по составу грудное молоко. Это сделает переход к взрослой пище легким и безболезненным. Подробнее про питание грудничка в 6 месяцев и введение первого прикорма, читайте здесь.

Развитие ребенка в 6 месяцев также должно включать дневной и ночной сон, развивающие игры и занятия, массаж и гимнастику, прогулку. Предлагаем примерный режим дня для детей в полгода.

6:00 первое кормление (грудное молоко)

6:30 гимнастика, уход и гигиена;

7:00 развивающие игры;

8:30 прогулка со сном на свежем воздухе;

10:30 второе кормление (прикорм, при необходимости докорм грудным молоком);

12:30 дневной сон;

14:30 третье кормление (прикорм, при необходимости докорм грудным молоком);

15:00 бодрствование (развивающие игры и занятия, массаж);

16:00 прогулка со сном на свежем воздухе;

18:30 четвертое кормление (грудное молоко);

19:00 бодрствование (развивающие игры, купание и плавание, подготовка ко сну);

20:00 – 21:00 ночной сон с перерывом на одно кормление грудью.

Не забывайте о соблюдении гигиены грудничка. Каждое утро умывайте и протирайте лицо и глаза, прочищайте уши и носик. Регулярно подстригайте ногти, так как малыш может случайно поранить кожу или слизистую. Следите за интимной гигиеной ребенка, меняйте памперсы и правильно одевайте малыша на прогулку.

Первые зубы у грудничка

К шести месяцам у малыша начинают прорезываться первые зубки. В полгода появляются нижние центральные резцы. Десна набухает и болит, поэтому ребенок чувствует дискомфорт и боль. В этот период он плохо спит, много капризничает и часто отказывается от еды. У некоторых детей даже поднимается температура, нарушается стул и появляется понос.

Чтобы помочь малышу, можно использовать специальные гели для прорезывания зубов. Они призваны снять воспаление и облегчить боль. Не используйте подобные средства без предварительной консультации с врачом! Многие родители применяют прорезыватели. Сегодня существует множество моделей, среди которых охлаждающие прорезыватели, изделия из латекса и силикона. Подойдет и обычная резиновая соска.

Прорезыватели тоже смягчают боль и отвлекают малыша. Кроме того, это отличные игрушки, которые формируют развитие моторики и внимания. Важно, чтобы изделия были качественными и надежными. Как правильно выбрать прорезыватель для зубов, читайте по ссылке https://vskormi.ru/children/prorezivateli-dlya-zubov/.

Развивающие игры и занятия

Развивающие игры и занятия тоже оказывают большое влияние на развитие ребенка. В этом возрасте используют музыкальные игрушки и цветные погремушки, книжки с яркими иллюстрациями, цветные кубики и пирамидки. Помните, что полугодовалый малыш уже может закрывать, открывать и разбирать различные предметы.

Регулярно разговаривайте с ребенком, рассказывайте истории с мимикой, жестами и движениями. Обязательно используйте разные интонации, так как дети в 6 месяцев легко распознают звуки, тона, чувства в голосе. Не забывайте о карточках с картинками. Проговаривайте названия изображений. Если это животные, издавайте такие же звуки, как они. Ребенок с радостью будет повторять за взрослым. Такие игры и занятия прогрессируют речевое развитие.

Включайте малышу музыку, он уже легко определит понравившуюся мелодию. Для моторики используйте лоскутные полотна и игрушки со специальным наполнителем. Проводите занятия по плаванию в ванной или даже в бассейне. Многие родители беспокоятся, правильно ли развивается малыш, не отстает ли он от сверстников. Чтобы это определить, можно провести небольшой тест на развитие ребенка.

Правильно ли развивается малыш

Чтобы определить развитие, сделайте с ребенком следующие упражнения:

  • Покажите игрушку на расстоянии 20-30 сантиметров. Малыш должен уметь переводить взгляд на игрушку и выделять вещь из обстановки. Кроме того, ребенок может потянуться руками или поползти к предмету;
  • Предложите малышу грудь, бутылочку со смесью или ложку с едой, он должен открывать ротик или совершать сосательные движения;
  • Если вы попробуете отнять игрушку у малыша, он должен крепко схватить предмет, не отпускать и сопротивляться;
  • Многие дети уже реагируют на свое имя;
  • Поговорите с ребенком, меняйте мимику и движения. Ребенок должен начать повторять за вами.

Нужно насторожиться и показать малыша педиатру, если он не может или даже не пытается сесть, даже при поддержке. Если грудничок не удерживает предметы в ладошке и не может перекладывать вещь из одной руки в другую. Тревогу вызывает, если он не улыбается и не узнает родителей, не реагирует на звуки и игрушки.


data-matched-content-rows-num=»9, 3″
data-matched-content-columns-num=»1, 2″
data-matched-content-ui-type=»image_stacked»

Подписывайтесь на нашу группу

6 месяцев – это первый серьезный юбилей вашего крохи. Он из беспомощного младенца начинает превращаться в смышленого малыша, активно изучающего все, что находится вокруг него.

Всем родителям интересно знать, что должен уметь делать их ребенок в полугодовалом возрасте. Нет одинаковых детей, и каждый развивается по-разному: одни быстрее, другие медленнее. Но всегда существует ориентир, на который нужно равняться. О развитии малыша поговорим в этой статье.

к содержанию ↑

Физиологические особенности грудничка в 6 месяцев

За последний месяц малыш наберет еще примерно 600 грамм и теперь его вес достигнет 7400-7900 гр. Также кроха вырастет на 1,5-2 сантиметра, приблизившись ростом к 70 см.

К полугодовалому возрасту темпы, с которым малыши набирают вес, замедляются. Мальчики и девочки развиваются по-разному, что становится заметно уже у шестимесячных крох. Отличаются они средними показателями веса и роста: девочки часто чуть меньше мальчиков.

Слух. Малыш хорошо слышит, если источник звука находится на расстоянии не более 6-6,5 метров от него. Он уже откликается на свое имя, различает голосовые интонации тех, кто с ним разговаривает. Малыш с большой радостью откликается на мамин голос. Ребенок чутко прислушивается к звукам, поворачивает голову к его источнику. Он различает шум шагов, звук открывающейся двери, журчание воды. Кроме того, он способен услышать шепот, легкое шуршание и другие тихие звуки.

Зрение. В 6 месяцев развитие зрительных центров головного мозга полугодовалого малыша достигло значительного прогресса. Ребенок видит предметы четче, чем раньше, следит за двигающимися предметами более быстрым и точным взглядом. Он уже хорошо различает все цвета, острота зрения улучшается. Более точная координация между глазами и руками позволяет быстро находить предмет, хватать его и тащить в ротик.

Речевые навыки. Малыш еще активнее и дольше, чем раньше гулит, а в его лепете отчетливо проскакивают согласные звуки а-ма, ба-бя, па и т.д. В 6 месяцев активно формируются и развиваются  речевые реакции ребенка. То есть, он уверенно связывает предмет с его озвученным названием.

Слушая речь взрослых, ребенок старается подражать им не только звучанием, но и интонацией. Кроху забавляют новые звуки, теперь он с удовольствием болтает, даже когда находится в комнате один. Ребенок в 6 месяцев овладевает артикуляцией языка, а звуки становятся более разнообразными.

Сон. Сон к этому возрасту обычно становится более спокойным и продолжается до 16 часов в сутки. При этом на ночной отдых приходится 9–10 часов. Днём ребёнок спит несколько раз, от 20 мин до 3–4 часов. Сон на свежем воздухе часто более длительный и спокойный, чем в помещении.

к содержанию ↑

Физические навыки малыша в 6 месяцев

В полгода многие детки активно начинают менять положение своего тела в пространстве. Они переворачиваются, присаживаются, пытаются ползти. Такому проявлению активности способствует окрепший мышечный корсет и тяга к новым достижениям, таким как:

  • Грудничок встаёт на четвереньки, раскачивается в этом положении.
  • К 6 месяцам, малыш уже умеет поворачиваться не только со спины на животик, но и обратно. Лежа на животе, карапуз старается встать, отрывая животик от поверхности. Если есть за что ухватиться, малыш сможет, подтянув свое туловище, сесть. Теперь это получается у него очень хорошо.

Лежа на животе, малыш может держать свое тело, опираясь только на одну руку, другая ведь нужна, чтобы брать игрушки. Теперь ребенок понимает, что у него есть две ручки, и он может взять сразу две игрушки. Вскоре он начнет осознавать, что ему нужно что-то выпустить из рук для того, чтобы взять другую вещь.

  • В 6 месяцев ребенок уже делает попытки передвигаться. Но у всех это получается по-разному. Одни кружатся на животике, двигая ручками и ножками, или пятятся назад, другие подталкивают себя вперед, двигаясь, как лягушка, или ползают, переставляя поочередно ручки и ножки.
  • Сидеть карапуз научился, но пока он еще не может долго сидеть и заваливается набок. Мышцы спины пока не окрепли, и ребенок плохо держится в вертикальном положении. Придет время, и он сам сядет.
  • Некоторые малыши приподнимаются и пытаются встать на ножки, держась за опору. Другие малыши активно готовятся к первым шагам, приседая и пританцовывая, когда находятся в вертикальном положении. Ходить грудничок пока еще не готов к этому сроку, слишком слабы мышцы его ног.
  • У малыша сейчас достаточно хорошо развита мелкая моторика рук, он может брать мелкие предметы. И если раньше он делал это неуклюже всей ладонью, то теперь он понимает что эти маленькие предметы удобнее брать двумя пальцами. Пальчики крохи становятся еще подвижней, он уверенно берет и удерживает в руках игрушки. Малыш лучше координирует движения, пытаясь достать или поднять маленькие игрушки.
  • У малыша полностью окрепли шейные мышцы, он хорошо управляет головой.
  • Он может крепко держаться за пальцы взрослого и подниматься.
  • Малыш научился выражать свои желания с помощью жестов. Он настойчиво тянет руки, когда хочет чтобы его забрали из кроватки, указывает на предметы, которые непременно хочет заполучить. Теперь он старается копировать действия взрослых, внимательно наблюдая за ними. К примеру, если вы похлопаете в ладоши, малыш тоже начнет играть в ладушки.

Таким образом, в полгода многие детки активно начинают менять положение своего тела в пространстве. Они переворачиваются, присаживаются, пытаются ползти. Такому проявлению активности способствует окрепший мышечный корсет и тяга к новым достижениям. Уже сейчас нужно подготовить свой дом для безопасных исследований и передвижений ребенка. Подробнее мы говорили в статье: » Как обезопасить дом для ребенка».

к содержанию ↑

Психоэмоциональное развитие 6 месячного малыша

К 6 месяцам большинство из рефлексов, имеющихся у новорождённых, угасают или в норме не наблюдаются вовсе. Зато малыш становится более самостоятельным, активно и настойчиво приобретает новые навыки и умения:

  • малыш понимает, когда к нему обращаются, он знает своё имя;
  • улыбается и оживляется в ответ;
  • внимательно слушает речь;
  • если назвать какой-то хорошо знакомый предмет, малыш поворачивает голову к нему и находит его глазами;
  • захватывает руками ножки, тянет их в рот;
  • с интересом рассматривает предметы;
  • берёт игрушку, находящуюся рядом, хорошо держит её, перекладывает из руки в руку;
  • держит игрушки в обеих руках, трясёт ими, стучит, бросает;
  • тянет всё в рот;
  • понимает, что произойдёт в результате какого-либо элементарного действия (например, если бросить игрушку, то она упадёт на пол);
  • тянется к маме;
  • может различать положительные и отрицательные эмоции: выражает это мимикой (улыбается или настораживается) в ответ на слова и выражение лица взрослого;
  • отдельные звуки соединяет в слоги, начинает лепетать (пока слоги не несут смысловой нагрузки);
  • может проявлять недоверие к посторонним людям;
  • подзывает маму криком с разной интонацией в зависимости от потребностей.

к содержанию ↑

Питание грудничка: таблица прикорма

Питание ребёнка в этом возрасте включает в себя смесь или грудное молока и прикорм. Причем ведущая роль отводится именно молоку и продуктам, его заменяющим. 6 месяцев – это подходящий срок для введения прикорма. Дети, получающие смесь, начинают прикорм с 5 месяцев. Для грудничка же оптимальный возраст – 6 месяцев.

  1. Начинается введение прикорма с каш или овощного пюре. Это определяется индивидуально для каждого ребёнка.
  2. Время приёма новой пищи – утро. Малыш в эту пору голоден и не хочет спать. Поэтому не будет сильно возражать при виде новой пищи. Родителям же это позволит наблюдать за малышом в течение дня.
  3. Малый объём. Начинаем с 3 — 5 миллилитров. Это чайная ложка. Затем докармливаем грудью или смесью.
  4. Постепенное наращивание количества еды. За 5 — 7 дней доводим объём питания до возрастной нормы, заменяя продуктом прикорма одно кормление.
  5. Введение нового продукта не ранее, чем через 4 дня.

Наилучшее время для введения в рацион овощей и фруктов – это лето. Блюда, приготовленные из свежих, а не размороженных продуктов, намного вкуснее и ценнее для детского организма. Первыми в меню малыша на ГВ и ИВ войдет пюре таких овощей: кабачок; цветная капуста; брокколи; картофель; цукини; морковка.

к содержанию ↑

Поводы для беспокойства: когда нужно обратиться к врачу?

Конечно, развитие каждого крохи индивидуально. Но есть определённый перечень, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев в обязательном порядке. И малыш, не умеющий в 6 месяцев, например, держать голову, заслуживает пристального внимания докторов. Необходимо обратиться к доктору, если:

  • малыш не держит уверенно голову;
  • при лёгком потягивании за ручки не делает попыток сесть;
  • ребенок не отвечает на эмоциональный контакт улыбкой или оживлением;
  • не делает отличий между родителями и посторонними людьми;
  • малыш не делает попыток в произношении звуков;
  • кроха не реагирует на звуки и речь;
  • грудничок не интересуется игрушками.

к содержанию ↑

Осмотр у врачей и вакцинация

В 6 месяцев малыша, как и в предыдущие месяцы, осматривает педиатр, который замеряет вес, рост, температуру, объем головы и груди. Оценивает нервно-психическое и физическое развитие крохи, отвечает на вопросы.

После осмотра врач принимает решение о плановой вакцинации против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и вирусного гепатита В, гемофильной инфекции (группа риска).

Новый порядок осмотра несовершеннолетних в 2019 году регулирующийся Приказом Минздрава России от 10.08.2017 N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» вычеркивает из осмотра таких врачей, как: невролог, хирург и ортопед. Также в 6 месяцев не нужно сдавать общий анализ крови и мочи.

Но, при необходимости, врач может выписать направления на внеплановое посещение других узких специалистов, сдачу анализов и проведение различных обследований.

к содержанию ↑

Уход за малышом в 6 месяцев

Утром малыша купать не нужно, его достаточно просто умыть. Следите за чистотой и сухостью его ягодичек, вовремя меняйте подгузник, избегайте появления в этой зоне воспалительных процессов.

Отличительной особенностью при вечернем купании ребенка в 6 месяцев является активная вовлеченность родителей в процесс купания. Теперь вы можете придумывать различные игры в воде, сделав при этом процесс купания очень интересным и занимательным.

Если до 6 месяцев при купании необходимо было постепенно уменьшать температуру воды, для того чтобы увеличить двигательную активность малыша и закалить его, то начиная с этого месяца температура должна быть неизменной.

Ребенку должно быть комфортно, он не должен мерзнуть. Помните, что в ванне ребенок в большей степени сидит, при этом его движения становятся менее активными, именно потому сейчас нужно обеспечить ребенку ту температуру, на которой вы закончили снижение, а именно +32-36 градусов.

к содержанию ↑

Познавательные игры и упражнения для развития малыша

В магазине в настоящее время можно приобрести специальные детские развивающие центры, сенсорные коврики, интересные картинки, которые здорово повеселят малыша и будут ему полезны. Но для игры с мамой порой достаточно и подручных средств, типа предметов обихода, ложечек, разных формочек и т.д.

  1. Самое простое и в то же время веселое упражнение – «Ладушки». Учите кроху хлопать в ладошки, взяв его ладошки в свои, и похлопав ими друг о друга. При этом не забывайте напевать песенку. Так вы заодно и будете стимулировать речь малыша.
  2. Играйте со звуками. Например, заполните несколько железных баночек мелкими игрушечками или крупами. По очереди трясите каждой банкой, чтобы малыш видел ваши действия. Через какое-то время он и сам будет пробовать извлечь звук из баночек.
  3. Научите кроху жесту «пока-пока». Вместе провожайте папу на работу, бабушку из гостей, и весело машите им вслед. Вскоре карапуз и сам начнет махать на прощание ручкой.
  4. Стимулируйте речь крохи. Повторяйте за ним звуки из его лепета, меняйте выражение лица, интонацию. Малыш будет пытаться повторить за вами новые звуки, радоваться или удивляться вашей мимике.
  5. Пузыри. Малыши может лежать на животе, или на спине, вы дублируете его позу рядом. Выпускайте перед ним мыльные пузыри. Он может ловить их ладошкой или ползти за ними. Обычно пузыри вызываю у ребенка радостные эмоции.
  6. Вместе с малышом танцуйте под веселые песенки, подносите его к приемнику или магнитоле, чтобы он видел источник звука, рассказывайте ему, откуда звучит музыка.
  7. Также полезно прослушивание аудиокниг или самостоятельное чтение сказок, потешек и стихов малышу.
  8. Играйте с ребенком в пальчиковые игры. При этом изучайте пальчики не только на ручках, но и на ножках. Купая его, переодевая, называйте все части лица и тела.
  9. Играйте в «ку-ку». Можно разнообразить игру, пряча лицо под платком, а потом появляясь и проговаривая «ку-ку». Также можно под платочком прятать игрушки, а потом показывать крохе, где их найти. Такие забавы помогут карапузу понять, что предметы могут существовать отдельно друг от друга.
  10. Катайте кроху на коленках. Желательно дополнить такую игру веселыми детскими стишками и потешками, например, о животных.
  11. Игры в воде. Возраст 6 месяцев – это период освоения формы предметов. Пусть малыш заполняете водой предметы различной формы и объема. Покажите, как из лейки вода вытекает струйками. Губка сначала собирает воду, а потом можно на нее нажать и вода вытекает.

В этом возрасте для крохи очень важна эмоциональная составляющая игры, а также удовлетворение познавательного интереса. Неудивительно, что он пытается все потрогать, пощупать, отведать на вкус. Таким образом, он получает нужные ему сенсорные стимулы, которые помогают правильно расти и развиваться мозгу.

к содержанию ↑

Частые проблемы у 6 месячного малыша

Большинство родителей сталкиваются с новыми проблемами, когда карапузу исполняется 6 месяцев. К самым распространенным неприятностям, объясняемым ранним возрастом, относятся следующие:

  • Дискомфорт от прорезывания зубов. Десны набухают и чешутся, вызывая капризы. Используйте охлаждающие гели, специальные прорезыватели, чтобы минимизировать неприятные ощущения.
  • Пробуждения по ночам. Часто малыши несколько раз просыпаются за ночь. Улучшить сон крохи поможет купание на ночь и кормление после него. Проследите, чтобы между последним дневным и ночным сном прошло не меньше 4 часов.
  • Травмы. Возросшая активность приводит к тому, что шансы травмироваться у ребенка увеличиваются. Падения с кровати, удары о мебель при попытках ползти и другие неприятности родители могут предупредить, только если обеспечат постоянный контроль. Осмотрите помещение, где находится карапуз, сделайте его максимально безопасным.

Первый год жизни ребёнка — важнейший этап его развития. Каждый день приносит бесценный опыт взаимодействия с окружающей средой, новые умения и навыки малышу. Новорожденный и полугодовалый младенцы отличаются как небо и земля. Из беспомощного неподвижного крохи к 6 месяцам ребёнок превращается в шустрого и смышлёного малыша. Он эмоционально реагирует на близких, интересуется всем вокруг и умеет многое делать самостоятельно.

Физиологические нормы

Считается, что к полугоду младенец должен удвоить свой вес при рождении. Естественно, нужно принимать во внимание исходные показатели. Важно следить за прибавкой массы тела. В первом полугодии жизни малыш должен увеличивать этот показатель в среднем на 500–700 грамм за 4 недели. Если набор веса меньше 300–400 грамм в месяц, стоит получить консультацию педиатра, проверить здоровье ребёнка и подумать о более раннем введении прикорма.

Рост младенца увеличивается на 2 см, растёт и окружность головы и грудной клетки. Все эти показатели измеряет педиатр на ежемесячном осмотре и следит за их соотношением между собой.

Данные о физиологическом развитии ребёнка в 6 месяцев представлены в таблице:

Для родителей эти цифры носят справочный характер, следует только обращать внимание на наличие постоянной положительной динамики набора веса и увеличения роста.

Питание ребёнка в 6 месяцев

По современным рекомендациям ВОЗ, при нормальных показателях развития основным и единственным питанием ребёнка до 6 месяцев является грудное молоко. При кормлении смесью с дополнительными продуктами малыша знакомят уже с 4–5 месяцев.

К полугоду молоко матери уже перестаёт полностью отвечать возросшим потребностям малыша в энергии и питательных веществах, поэтому меню грудничка разнообразят продуктами прикорма.

Одним из сигналов к началу прикорма является появление первого зуба, который чаще всего прорезывается к 5–6 месяцам. Процесс выхода коронки из десны может сопровождаться болевыми ощущениями в этой области, общим недомоганием, поэтому ребёнок в этот период может отличаться повышенной плаксивостью, плохим сном, нежеланием играть самостоятельно. Следует понимать, что это временное явление, и окружать младенца необходимым вниманием. В случае повышения температуры, появления насморка рекомендуется обратиться к педиатру для уточнения причины нарушения здоровья.

Важным показателем готовности ребёнка к введению прикорма является и пищевой интерес. Если малыш активно интересуется тем, что едят взрослые, пробует проводить манипуляции с ложкой, значит, пришло время познакомить его с новыми блюдами.

Схему ввода прикорма рекомендует врач исходя из своих наблюдений за ребёнком. Обычная последовательность ввода продуктов в 6 месяцев выглядит так:

  1. Овощи (кабачок, цветная капуста, брокколи).
  2. Каши (монокомпонентные).
  3. Фруктовые пюре.

Такой порядок объясняется тем, что сладкий вкус фруктовых пюре может слишком сильно понравиться ребёнку, и он откажется пробовать другие продукты. Для сведения к минимуму риска аллергии сначала даются белые и зелёные овощи, постепенно расширяя меню.

В случае нехватки веса начинают дополнять рацион младенца кашами. Первыми предлагают попробовать безглютеновые монокомпонентные каши: рисовую, гречневую, кукурузную, затем добавляют овсяную, манную, многозерновые крупы.

После 7–8 месяцев рацион грудничка расширяется с помощью мясных и кисломолочных продуктов, масла, желтка, разнообразных овощей и каш.

Некоторые родители следуют практике педагогического прикорма. Он заключается в постепенном знакомстве грудничка с продуктами, которые ест мама. Ребёнку не готовят отдельно, а дают попробовать те блюда из тарелки, что вызывают его интерес и не являются однозначно вредными. Основной едой при этом достаточно долго является грудное молоко.

К 6 месяцам младенцу обычно достаточно 5–6 кормлений в сутки, включая ночное кормление. Введение прикорма требует соблюдения чёткого режима и разделения на утренний (завтрак), дневной (обед и полдник), вечерний (ужин) приёмы пищи.

Первый прикорм вводится небольшими порциями, начиная с 1/3 чайной ложки. После знакомства с новым продуктом ребёнка докармливают привычным молоком или смесью.

Особое внимание в этот период уделяют наличию регулярного мягкого стула в связи с возросшей нагрузкой на кишечник ребёнка. При употреблении новых продуктов питания возможны проявления аллергических реакций. В таком случае нужно отменить продукт и вернуться к нему позже, когда желудочно-кишечный тракт малыша станет более совершенным.

Темпы введения прикорма индивидуальны. Они зависят от аппетита малыша и переносимости им новых продуктов. Главная задача прикорма в период 6–7 месяцев — не накормить, а познакомить младенца с продуктами разного вкуса и консистенции, основной пищей в этот период остаётся грудное молоко или детская смесь.

Режим дня

К полугоду у большинства детей обычно устанавливается индивидуальный режим дня, устраивающий как ребёнка, так и родителей. В него входят:

  • ночной и дневной сон;
  • кормления;
  • прогулки;
  • игры и занятия с малышом во время бодрствования;
  • гигиенические процедуры.

В течение суток младенец может спать до 16 часов, включая ночной и два-три дневных сна. Если ребёнок чувствует себя хорошо, его не беспокоят режущиеся зубки, простуда, яркие эмоции предыдущего дня, то ночью он спит спокойно и крепко. Дневной сон, напротив, становится более чутким, малыша легко может разбудить шум на улице или громкие звуки дома.

В связи с введением прикорма, требуется соблюдать чёткий график кормлений. Промежуток между приёмами пищи может достигать 4 часов.

Обязательным элементом режима дня является прогулка. Предпочтительнее совмещать пребывание на улице и сон на свежем воздухе, но многие дети к 6 месяцам уже активно интересуются происходящим вокруг и отказываются спать в коляске. В таком случае целесообразно уложить уставшего от впечатлений ребёнка дома после прогулки.

В режим дня полугодовалого младенца постепенно включаются игры и развивающие занятия с малышом. Во время бодрствования следует уделять внимание грудничку, знакомить его с окружающим миром, разговаривать с ним. Большую часть времени младенец должен проводить в манеже или на полу, чтобы снизить вероятность травм и падений. В зоне доступа ребёнка должны быть погремушки, мягкие мячи, кубики, неваляшка. Игрушки могут быть разных цветов и фактур. Их изготовляют из различных материалов: пластмассы, текстиля, резины. Особое внимание стоит уделить безопасности окружающих предметов: в них не должно быть мелких частей, острых углов. Игрушки следует регулярно мыть с мылом.

Полезно для развития малыша проведение гимнастики, массажа, занятий на фитболе. Завершать день лучше всего купанием. Это позволит совместить гигиеническую процедуру с закаливанием и физической активностью ребёнка.

Физические навыки

Ребёнок в шесть месяцев обладает довольно развитыми двигательными навыками. Он уверенно и целенаправленно действует пальцами, старается дотянуться и схватить интересующую его игрушку, способен перекладывать небольшие предметы из одной руки в другую.

Малыш отлично держит голову, умеет переворачиваться со спины на живот. Он может длительное время проводить лёжа на животе, сохраняя равновесие и делая попытки самостоятельного передвижения по-пластунски или ползком.

Многие дети в этом возрасте могут сидеть, самостоятельно или с поддержкой. Однако ортопеды не рекомендуют усаживать ребёнка в подушки или детский стул, если мышечный каркас не позволяет удерживать позу самостоятельно. Излишняя нагрузка на недостаточно окрепший позвоночник может способствовать его искривлению и нарушению работы внутренних органов.

Сенсорное и познавательное развитие

В 6 месяцев развитие малыша идёт бурными темпами. Органы чувств ребёнка развиты достаточно, чтобы позволить полноценно взаимодействовать с окружающим миром.

Ребёнок реагирует на звуковые стимулы, пугается резкого или громкого звука, отличает голос матери и близких от других шумов. Он способен определять положение источника звука, поэтому тянется за звучащей игрушкой.

Зрение малыша совершенствуется. Он следит за движущимся объектом, различает цвета и оттенки, жмурится от яркого света, может разглядывать довольно мелкие предметы с расстояния в 7–8 см. В полгода окулист проводит осмотр младенца с помощью специальных приборов, чтобы исключить патологии зрения, например, косоглазие.

Значительная часть информации о мире поступает грудничку через тактильные и вкусовые рецепторы. Чтобы получить представление о предмете, младенцу нужно его не только рассмотреть, но и пощупать, попробовать на зуб, провести с ним возможные манипуляции: постучать о пол, бросить, попытаться разобрать. Подобные действия малыша свидетельствуют о нормальном развитии и активном познавательном интересе.

В возрасте полугода ребёнок активно интересуется окружающими миром, с любопытством наблюдает за происходящим на улице во время прогулок.

Он старается копировать действия взрослых, поэтому в этот период важно показывать малышу, как нужно играть с предметами: учить его складывать один стаканчик в другой, катить и бросать мяч, листать страницы в книге из толстого картона.

Психоэмоциональное и речевое развитие

В 6 месяцев ребёнок отличает близких от чужих людей. При пристальном внимании малознакомого человека он может заплакать, но сразу же успокоится на руках у мамы. У него формируются привязанности к любимым игрушками или предметам окружающей обстановки.

Малыш учится выражать свои желания и потребности с помощью жестов и мимики. Он стремится научиться новым действиям и понимает, если родители или близкие выражают ему похвалу и восхищение освоенным трюком. Одобрение со стороны близких положительно сказывается на формировании личности младенца.

В шестой месяц жизни развитие речи идёт очень активно. Лепет сменяется гулением, то есть продолжительным повторением слогов и звуков речи.

В этот период начинается формирование звуковой системы родного языка. Это означает, что младенец старается копировать речь взрослых, используя определённые звуки, характерные для конкретной языковой системы, пробует повторить интонацию, тон и манеру речи близких.

К этому времени малыш обладает достаточным словарным запасом, чтобы понимать обращённые к нему простые фразы.

В сознании ребёнка происходит привязка слова к конкретному образу предмета. Он реагирует на своё имя и названия основных игрушек, выделяет в обстановке знакомые предметы, названные словом.

Для развития речи следует много разговаривать с младенцем, объяснять все свои действия при осуществлении режимных моментов. Несомненную пользу речевому и эмоциональному развитию ребёнка в 6 мес принесут:

  • активное речевое общение с ребёнком как с собеседником;
  • совместные танцевально-ритмические движения;
  • пение песен, колыбельных;
  • рассказывание стишков и потешек во время одевания, гимнастики, купания;
  • пальчиковые игры.

Полгода — это тот рубеж, когда беспомощный младенец превращается в активного и любопытного малыша. Пройдёт 2–3 недели, и в доме появится неутомимый исследователь, который будет залезать во все углы и шкафы, неожиданно быстро передвигаясь ползком по всей квартире.

Ребёнок в 6 месяцев требует уже не только физической заботы, но и активного общения. Вместе с ним родителям предстоит заново открывать для себя мир во всем его многообразии и научиться замечать чудеса, окружающие нас в обыденной жизни.