Виды, факторы, функции и стадии социализации

Принять, представлять общество как единое целое со всеми его разумными и моральными установками. Стать полноценным членом этой целостности, уметь проявлять солидарность и находить общие точки прикосновения. Какое понятие отвечает на все эти вопросы? Социализация: основные и влияющие факторы, значительные обязанности, ступени развития. Может ли эта наука называться главной в жизни человека?

Личность — существо общественное. Цитируя Йоганнеса Бехера: «Человек становится человеком, только среди людей» и прослеживается основная цель данного процесса.

Понятие «социализация»

Такой ход помогает особе социализироваться и встать на верный путь, превратиться из антиобщественного существа в социальную личность. Такая психология означает: принять все правила и нормы среды, в которой находишься, научиться взаимодействовать друг с другом, находиться в системе социальных отношений и общественных коммуникаций, суметь правильно сформировать мировоззрение. Без этого процесс асоциализации необратим. Этим и руководствуется наука социология.

Хороший пример: рождение малыша и интеграция в социальное общество, поведение в конкретной среде, получение необходимых навыков для дальнейшего существования — неотъемлемая часть полноценной и качественной жизни. В этом и заключается главный смысл, суть и конвективный характер.

Этапы, фазы и факторы

Такой процесс сопровождает и развивает личность на протяжении всей жизни. Они должны проходить на особом уровне и характеризоваться подробно. Выделяют такие моменты:

  1. Фаза детства. Исследования показали, что в этот период и формируется свое «Я». Первичное приобретение знаний, осознания характера взаимоотношений с людьми;
  2. Подростковый отрезок времени (от 13 лет). В это время происходят конкретные физиологические и психологические перемены. Главная проблема — ролевой конфликт, толкающий молодежь на экстремальные действия и поступки;
  3. Зрелый возраст — это полная независимость особы (в финансовом плане, в политическом и социальном). Один из важных показателей — это вступление в брак. Особа становится агентом социализации по отношению к своей второй половинке. Происходят некие изменения: во внешнем поведении, потом в изложении ценностных ориентаций. Возможность выделяться;
  4. Преклонный возраст или старость. Из-за физических и психологических изменений меняется привычный образ жизни, статус, поведение, мысли.

На механизм адаптации человека влияют множество позиций:

  • Макрофакторы — природные и социальные элементы усовершенствования индивида. Это политическая, экономическая, историческая и социальная составляющие, качество бытия, обстановка местности, такие обстоятельства, как государство и культура.
  • Мезофакторы — проживание особы в конкретной социальной группе, в этносе, виде поселения, зафиксированных условиях проживания в конкретном регионе, при участии технических средств, отвечающих за распространение информации.
  • Микрофакторы — элементы социализации, которые учат поведению в малых группах (например, в трудовом коллективе).

Эти уровни отображают разные стороны развития индивида и выдвигают особые требования.

Виды и агенты

Социализация рассматривается, как долговременное явление, сопровождающее человека по жизни. Каждая стадия адаптации описывает тот или иной период. Основных из них несколько:

  1. Первичная — восприятие ребёнком окружающего мира. Такое явление напрямую зависит от родителей чада и от их умения преподнести общество;
  2. Вторичная — самоидентификация. На протяжении этого периода индивид примеряет необычные роли, манеры поведения, сопоставляет разные ситуации;
  3. Локализованная. Зависит от достижения определённых ценностей. Такая социализация имеет ряд направлений:
    • Досрочная — это некая репетиция, прохождение перед чем-то важным: вступлением в брак или рождением ребёнка. Тут происходит формирование поведенческих и социокультурных моделей;
    • Гендерная — идентификация человека согласно общественным нормам и принципам;
    • Потеря человеком социального опыта из-за болезни, неблагополучной семьи;
    • Семейная. Зависит от структуры семьи, нахождения малыша в такой иерархии, используемой модели воспитания;
    • Профессиональная — адаптация, мудрик к новой социальной среде и осуществление трудовой деятельности: незнакомые трудовые навыки, изучение делового этикета;
    • Культурная. Среда отдыха, где индивид знакомится с новыми культурными особенностями и взглядами.

Процесс принятия индивидом определённых норм, правил и ценностей длится на протяжении всей жизни. Существуют люди и некие институты, которые способствуют этому и помогают выступать как индивидуальная особа.

Первичная социализация занимает отрезок времени до зрелости человека. Такие агенты (семья, друзья, одноклассники, учителя и т. д. ) совершают непосредственное влияние на личность. По степени важности являются первичными и главными. Вторичная — это формальные организации и официальные учреждения (социальные институты). Например: институт, армия, работа, партия и т. д. Эти представители помогают социализироваться.

Функции и польза

Это многогранный процесс, который сопровождает личность на протяжении жизни и осуществляет такие виды деятельности:

  • Нормативные обязанности. Они регулируют жизнь личности;
  • Преобразовательная функция. Отвечает за формирование потребностей, эмоциональных явлений, идеалов;
  • Ориентационное назначение. Создаёт систему ценностей;
  • Информационная система. Это коммуникация с другими людьми;
  • Творческая ветвь. Это стремление к действию, желание доминировать.

Эти функции помогают определить более перспективные схемы развития личности.

Если кратко, то социализация подразумевает принятие особой норм и правил того общества, в каком она находится. Развиваются принципы логического мышления и неоднократные умения для общения с окружающим миром и построения социальных связей.

Процесс социализации личности — выработка собственной линии поведения, неких моральных ценностей, которые и влияют на общество целиком. Социализация личности начинается с самого детства и сопровождает на протяжении всей жизни.

Социализация 
процесс усвоения 
индивидомобразцов
поведения, психологических установок,
социальных норм и ценностей, 
знаний,навыков,
позволяющих ему успешно функционировать
в 
обществе.

Первичная
социализация

очень важна для ребёнка, так как она
является основой для всего остального
процесса социализации. Наибольшее
значение
в первичной социализации играет
семья,
откуда ребёнок и черпает представления
об обществе, о его ценностях и нормах.

Вторичная
социализация

происходит уже вне дома.
Её основой является школа,
где детям приходится действовать в
соответствии с новыми правилами и в
новой обстановке. В процессе вторичной
социализации индивидприобщается
уже не к малой группе, а к средней.
Конечно, изменения, происходящие в
процессе вторичной социализации,
меньше, чем те, которые происходят в
процессе первичной.

Досрочная
социализация

представляет собой «репетицию» будущих
социальных отношений. Например, молодая
пара может жить вместе до брака, чтобы
иметь представления о том, какой будет
семейная жизнь.

Ресоциализация
это процесс устранения сложившихся
ранее моделей поведения и рефлексови
приобретения новых. В этом процессе
человек переживает резкий разрыв со
своим прошлым, а также чувствует
необходимость изучать и подвергаться
воздействию ценностей, радикально
отличающихся от сложившихся до этого.
Ресоциализация происходит в течение
всей жизни человека.

Организационная
социализация

это процесс приобретения человеком навыкови
знаний, необходимых для выполнения
своей социальной роли. Проходя через
этот процесс, «новички» узнают об
истории организации, в которой работают,
о её ценностях,нормах
поведения,жаргоне,
знакомятся и узнают об особенностях
работы своих коллег].

Групповая
социализация

это социализация внутри конкретной
социальной группы. Так ,подросток,
проводящий больше времени со своими
сверстниками, а не с родителями,
эффективнее принимает нормы поведения,
присущие для группы его ровесников.

Гендерная
социализация

важной составной частью социализации
является изучение роли мужчины и
женщины. Гендерная социализация —
это процесс усвоения знаний и навыков,
необходимых для конкретного пола
. Проще
говоря, мальчики учатся быть мальчиками
и девочки учатся быть девочками

Основными
факторами
 —
механизмами социализации человека
являются: наследственность, семья,
школа, улица, телевидение и Интернет,
книги, общественные организации (армия,
спортивная команда, партия, тюрьма и
т. д.), тип общественного строя, тип
цивилизации
. Соотношение их в истории
человечества и индивида различно.

В семье
и школе
 закладываются
основы мировоззрения, морали, эстетики,
приобретаются первичные роли, навыки,
традиции.

В школе,
институте,
 СМИ
формируются разнообразные знания.

На работе,
на улице, в армии
формируются
профессиональные, гражданские,
родительские и т. п. роли.

Роль
перечисленных факторов в социализации
человека опирается, по мнению Т. Парсонса,
на несколько потребностно-когнитивно-оценочных
механизмов. Подкрепление
 процесс,
связывающий потребность и ее
удовлетворение, когда последнее
усиливает стандарт поведения. Репрессия
 умение
отвлекаться от одной потребности ради
другой. Замещение
 процесс
перемещения потребности с одного
предмета на другой. Имитация
 отвлечение
знаний, умений, ценностей от процесса
потребления и их самостоятельное
рассмотрение .Идентификация
 принятие
ценностей и ролей данного общества как
своих на основе взаимной привязанности
воспитателя и воспитуемого.

24.
Этапы социализации. О
сновные
закономерности и этапы формирования
личности в процессе социализации.Этапы
социализации совпадают (условно) с
этапами возрастного развития
индивида
:1) ранняя
(первичная) социализация

связана
с приобретением общекультурных знаний,
с освоением начальных представлений
о мире и характере взаимоотношений
людей. Особым этапом ранней социализации
является подростковый возраст
. Особая
конфликтность данного возраста связана
с тем, что возможности и способности
ребенка значительно превышают
предписанные ему правила, рамки
поведения;2) вторичная
социализация:
а) профессиональная
социализация,

связана с овладением специальными
знаниями и навыками, с приобщением к
определенной субкультуре. На этом этапе
расширяются социальные контакты
индивида, расширяется диапазон социальных
ролей;б) включение
индивида в систему общественного
разделения труда
.
Здесь предполагается адаптация в
профессиональной субкультуре, а также
принадлежность к иным субкультурам.
Скорость социальных изменений в
современных обществах приводит к тому,
что возникает необходимость ресоциализации,
усвоения новых знаний, ценностей, вместо
устаревших. Ресоциализация охватывает
многие явления (от коррекции чтения и
речи до профессиональной подготовки
или смены ценностных ориентиров
поведения);в) пенсионный
возраст или утеря трудоспособности
.
Характерен изменением образа жизни в
связи с исключением из среды производства.
Социализация
личности начинается

с рождения и длится всю жизнь, этот
процесс на каждой стадии осуществляют
особые институты. К ним относятся:
семья, детские сады, школы, вузы, трудовые
коллективы и т. д
. Каждый
этап социализации связан с действием
определенных агентов.
Агенты социализации – это люди и
учреждения, связанные с ней и ответственные
за ее результаты. На
формирование и развитие личности

человека большое значение оказывают
биологические факторы: наследственность,
физиологические особенности пребывания
в среде обитания, образа жизни.

Человек — существо социальное, с первых
дней окружен себе подобными, включен
в разного рода социальные взаимодействия. 
  
Первый социальный опыт приобретается
в собственной семье еще до того, как
начинает говорить
. В последующем человек
постоянно приобретает новый опыт,
который становится неотъемлемой частью
его личности
. Этот
процесс и называется социализацией
.
Он неразрывно связан с общением и
совместной деятельностью людей. 
Усвоение
опыта субъективно, зависит во многом
от целей и ценностей самого человека.
Восприятие одних и тех же социальных
ситуаций может быть совершенно
различным. 
  
Разные личности могут выносить из
объективно одинаковых ситуаций разные
выводы. Один, увидев как сильный обижает
слабого, решит, что важно быть сильным,
другой решит, что надо бороться с
хулиганами. 
 
Социализация осуществляется как при
активном содействии специальных
социальных институтов (школ, например).
Большое значение в социализации имеют
неформальные объединения, такие как
группа близких друзей или разного рода
клубы (точнее соответствует популярное
слово — «тусовки»), сетевые
сообщества. 
  Характер
социализации может быть:
 
— регулируемый, 
  
стихийный. 

В
стихийной социализации

нет определенного, запланированного
воздействия на молодого человека,
который при этом может быть подвержен
самым разным влияниям. 
Регулируемая
социализация

всегда сопровождается стихийными
элементами. Ребенок воспринимает не
только то, что говорит учитель, но и то,
как он это говорит. Если педагог не
контролирует интонации своей речи, то
эффект от слов может быть обратным. 
  
Существует
важная теоретическая проблема в
социализации
:
соотношение социализации и индивидуализации
человека. Одни психологи утверждают,
что социализация мешает раскрытию
творческих возможностей человека, его
индивидуальных качеств
. Другие полагают,
что индивидуализация личности —
негативная черта, которая должна быть
компенсирована процессом социализации.. 
  
Процесс
социализации — это бесконечный
процесс.
 
  
Смежный с социализацией процесс —
инкультурация,
процесс освоения индивидом общечеловеческой
культуры и исторически сложившихся
способов действий, в которых ассимилированы
духовные и материальные продукты
деятельности человека в различных
эпохах. Между социализацией и
инкультурацией нет тождества, эти
понятия пересекаются. 
 Самоактуализация,
развитие потребности в саморазвитии.
Особенность самоактуализации состоит
в том, что с возрастом она обычно только
усиливается. Самоактуализирующиеся
люди — это люди с высокой потребностью
в мотивации достижения
. Они постоянно
ставят перед собой новые цели, всеми
силами стремятся к достижению этих
целей, предпочитают личную ответственность
и испытывают настоящее счастье, когда
им удается достичь очередной цели.
  
Большое значение для развития личности
имеет ядро характера
человека — набор основополагающих
жизненных суждений, которые на протяжении
жизни меняются мало.

25.
Виды поведения в социуме
.
Регуляция социального поведения
Классификация
видов осуществляется по разным
основаниям: 

По
сферам бытия,

развиваются соответствующие виды
поведения: производственное, трудовое,
общественно политическое, религиозное,
культурное, бытовое, досуговое,
семейное. 
По
системам отношений
:
производственное поведение, экономическое
поведение, социально-политическое,
правовое, нравственное, религиозное. 
В
соответствии с социальной структурой
общества
:
классовое, этническое поведение,
социально-профессиональное, полоролевое,
гендерное, семейное и др. 
По
субъекту социального поведения
:
массовое, классовое, групповое,
коллективное, кооперативное, корпоративное,
этническое, семейное, личное и
индивидуальное поведение. 
По
параметру активности-пассивности
личности
:
пассивное, приспособительное, конформное,
адаптационное, стереотипное, стандартное,
активное, агрессивное, созидающее,
инновационное, поведение по оказанию
помощи другим людям. 
По
способу выражения:

вербальное, невербальное, демонстрационное,
ролевое, коммуникативное, реальное,
ожидаемое поведение, инстинктивное,
разумное, тактичное. 
По
времени осуществления

видами поведения являются: импульсивное,
вариабельное, длительно
осуществляемое. 
Главным
субъектом социального поведения
личность.

При всем многообразии форм и видов
социального поведения личности
выделяется их общий признак — нормативность.
В конечном итоге все виды социального
поведения являются разновидностями
поведения нормативного. 
Социальная
регуляция поведения личности
 
«Регуляция»
означает упорядочивание, налаживание
чего-то в соответствии с правилами,
установить порядок. Поведение
личности включается в широкую систему
социальной регуляции. 
В
широком смысле слова регуляторами
поведения личности являются «мир
вещей», «мир людей», «мир
идей». 
По
принадлежности к субъектам регуляции:
общественные, социально-психологические
и личностные факторы регуляции. 
По
параметру объективного (внешнего)
— субъективного (внутреннего). 
Внешние
факторы регуляции поведения
 
Личность
включена в сложную систему общественных
отношений. Для осуществления этих
отношений существуют многообразные
виды регуляторов. 
Сюда
относятся:
общественное производство, общественные
отношения, социальные движения,
общественное мнение, социальные
потребности, общественные интересы,
общественные настроения и т.д. 
В
сфере духовной жизни
общества регуляторами поведения
личности выступают мораль, этика,
менталитет, культура, архетип, идеал,
ценности, образование,
религия. закон. 
Общечеловеческими
регуляторами выступают:
знак, язык, символ, традиции, ритуалы,
обычаи, привычки, предрассудки,
стереотипы, средства массовой информации,
социальные ценности, быт, семья. 
Более
узкий объем внешних регуляторов
составляют социально-психологические
явления.
 
Такими
регуляторами выступают: большие
социальные группы; малые социальные
группы, групповые явления. 
К
общим социально-психологическим
феноменам,
регулирующим социальное поведение,
относятся: символы, традиции, предрассудки,
мода, вкусы, слухи, реклама, стереотипы. 
К
личностным составляющим
социально-психологических регуляторов
относятся: социальный престиж, позиция,
статус, авторитет, убеждение,
установка. 
Универсальной
формой выражения социальных факторов,
регулирующих поведение, являются
социальные нормы (Бобнева, 1978). 
Социальные
нормы

представляют собой руководящее начало,
правило, образец, принятые в данной
общности стандарты поведения,
регламентирующие поведение
людей. Социальные нормы различаются
по своему содержанию, по сферам действия,
по форме санкционирования, по механизму
распространения, по социально-психологическим
механизмам действия.. 
Внутренние
регуляторы поведения
 
Главным
при изучении социального поведения
является понимание того, что личность
— это не только субъект социального
поведения, но и субъект регуляции этого
поведения. 
Регулятивная
функция психического в поведении и
деятельности проявляется с разной
степенью выраженности и интенсивности
в разных блоках психических явлений.