Эстетическое воспитание и просвещение детей и подростков

Библиографическое описание:


Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 790-792. — URL https://moluch.ru/archive/61/9060/ (дата обращения: 02.07.2019).

Проблема эстетического воспитания в школе это проблема современного мира вообще и молодежи в частности. Наше современное общество пресыщено различного рода источниками древнего и современного искусства, причем особой разницы между ними оно не замечает. Единственный критерий, которым сейчас определяется ценность какого-либо художественного произведения, является его цена на аукционах. Современной молодежи очень трудно оценить эстетическую красоту того или иного произведения, поскольку само понятие эстетики в современном мире утратило свое значение, уступив место практичности и доступности. Но, говоря это, ни в коем случае нельзя обобщать, нельзя говорить о том, что все общество больно. Есть и среди молодежи настоящие ценители прекрасного.

Поэтому главная задача, стоящая перед современной образовательной школой — воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки изобразительного искусства, трудового обучения, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

Эстетическое воспитание — это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни. Прекрасное в действительности — источник прекрасного в искусстве. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво.

Эстетическое воспитание, будучи частью идейно-нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннеe развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру — это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты.

Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. «Нельзя себе представить... трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда…, вместе с тем, нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов». Эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т. д. Каждый человек должен воспитывать, обогащать, совершенствовать эстетический вкус.

Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека. К. Д. Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка. Задача школы — сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного.

Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающего поколения эстетического идеала. Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность. Школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим вкусом. Склонность к эстетическому восприятию действительности у детей проявляется довольно рано. В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».

Эстетическое воспитание ребенка начинается в семье. Если родители с малых лет не привили ребенку тягу к прекрасному, то из него вырастет равнодушная и циничная личность. Однако прививание любви к искусству на самом деле не такое уж сложное занятие, как может показаться на первый взгляд. Просто этот порыв должен исходить от самих учеников. Как этого добиться? Без самосознания, без самовоспитания процесс эстетического воспитания малоэффективен. Необходимо, чтобы человек сам ощутил в себе потребность в эстетике.

Недостаток культуры, недостаточное эстетическое воспитание это большое упущение педагогов, которые скрывают от своих учеников настоящую красоту. Если, например, кабинет литературы украсить цитатами великих поэтов-классиков, кабинет географии фотографиями красивых пейзажей, кабинет истории фотографиями картин старины, то школьники рано или поздно начнут вчитываться и вглядываться в то, что их окружает. Соответственно и научатся ценить искусство со временем.

Наши дети — это наше будущее. Эта простая аксиома известна практически всем, поскольку от наших детей и внуков будет во многом зависеть наше обеспечение в зрелом возрасте. Более того, от правильного воспитания зависит еще и общий уровень культурного развития нашей страны, который, к сожалению, в последнее время неумолимо сказывается вниз. По этой причине эстетическое воспитание школьников еще с начальных классов приобретает важнейшее значение не только для общества, но и для государства в целом.

Само понятие “воспитание” представляет собой планомерное привитие ребенку определенных ценностей, взглядов и культурных аспектов, благодаря которым маленький человек сможет правильно воспринимать окружающий мир, а также реализовать весь свой потенциал. Именно на это направлены усилия всего министерства образования, которое курирует основные аспекты развития молодого поколения, начиная с ясельных групп детского сада и заканчивая молодыми аспирантами научных и технологических ВУЗов.

Нужно также понимать, что эстетическое воспитание школьников подразумевает под собой следующие составляющие:

—          чувственно-эмоциональную отзывчивость на различные аспекты человеческого бытия: комическое и трагическое, героическое и пошлое, возвышенное и низменное и так далее;

—          знание и правильное понимание сущности эстетики, как в искусстве, так и в окружающем нас мире;

—          умение и потребность строить жизнь по законам нравственной чистоты и порядочности.

Важнейшим мотивом приобщения современного ребенка к прекрасному является наблюдение за красивыми пейзажами, переживание эстетически значимых ландшафтов, а также объектов живой и неживой природы. Благодаря этому ребенок начинает понимать значение самой жизни и важные гуманистические аспекты. Эстетическое воспитание младших школьников в обязательном порядке предусматривает посещение краеведческих и художественных музеев, выставок скульптур и различных миниатюр. Вследствие всего этого дети учатся не только ценить прекрасное, но и творить что-либо своими руками. По этой причине во всех детских садиках и кружках существуют выставки художественной самодеятельности, на которых представлено то, что дети сделали собственными руками.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что эстетическое воспитание детей является первостепенной задачей не только для государственной системы образования, но в первую очередь для родителей, которые хотят вырастить из своего ребенка полноценную личность.

Эстетическое воспитание школьников включает множество моментов и в него входит и развитие эстетического вкуса. Такое воспитание включает не только развитие любви к прекрасному, но и формирование навыков образцового поведения и доброжелательного отношения ко всем окружающим.

Заданием любого педагога и воспитателя является развитие творческих и эстетических навыков, а также художественного вкуса ребенка школьного возраста. Эстетическое воспитание влияет не только на ум и способности ученика, но и формирует полное восприятие мира маленького человека.

Эстетическое воспитание способствует обогащению эмоциональной сферы личности и обогащению чувственного опыта. Оно повышает познавательную активность, влияет на познание нравственной стороны окружающего мира и даже оказывает действие на физическое развитие ребенка.

Задачи эстетического воспитания школьников можно разделить на 2 группы: К первой группе относятся задачи, направленные на формирование эстетического вкуса детей и отношения к окружающему миру. Развивается умение чувствовать и видеть красоту в окружающем мире: в природе, искусстве, поступках и людях. Воспитывается художественный вкус и потребность в прекрасном.

Вторая группа задач формирует художественные умения в различных искусствах: дети учатся рисовать и лепить, конструировать и создавать различные поделки, петь и танцевать, развивают свое словесное творчество.

Обе группы задач дают положительный результат лишь при условии тесного взаимодействия в процессе реализации.

Формы эстетического воспитания могут быть самыми различными и делятся на те, которые используются во время уроков и те, что применяются во внеурочное время:

—          эстетическое воспитание путем общения с природой. Это могут быть экскурсии в парк или лес, походы, экологические игры и различные развлечения. Затем дети могут описывать увиденное в сочинениях или выражать приобретенный опыт в виде рисунков.

—          эстетика в физической культуре. К примеру, организация спортивных мероприятий, праздников и конкурсов.

—          эстетическое воспитание через искусство. Походы школьников в музеи и театры, литературные встречи и музыкальные вечера, детские конкурсы и викторины. Можно организовать встречу детей с писателями, актерами или певцами, а также проводить литературные обсуждения.

—          эстетика работы заключается в оформлении рабочего места, сооружении рабочего инвентаря и т. д.

Задача современного педагога состоит в том, чтобы донести до молодого поколения, какими именно критериями следует руководствоваться для определения культурной и эстетической ценности того или иного произведения искусства. И задача эта не только педагогов, но и всего педагогического коллектива в целом.

Литература:

1.      Касумзаде Ф. Ф. Воспитание Эстетического вкуса. Баку, 1991

2.      Мустафаев М. Эстетическое воспитание в школе. Баку, 1992

3.      Мамедов З. И. Эстетика и воспитание нового человека. Баку, 1988

4.      Подласый И. П. Педагогика. Москва, 1999

5.      Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Москва, 2000

Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, ребенок, эстетический вкус, эстетическое воспитание школьников, окружающий мир, искусство, правильное понимание, современный мир, молодое поколение, маленький человек.

Разделы:
Общепедагогические технологии

Эстетическое воспитание
процесс формирования творческой личности,
которая может воспринимать, чувствовать
прекрасное в искусстве; воспитание у школьника
стремления к самостоятельному участию в
изучении искусств, приобщение к творческой
деятельности. Эстетическое воспитание
организовывает обогащение эмоциональной сферы
личности, чувственного опыта, влияет на познание
действительности, повышает творческую,
познавательную активность, развивает
способности
. Осуществляется оно в различных
видах творческой деятельности: литературной,
изобразительной, музыкальной и др
. В процессе
воспитания происходит эстетическое развитие
ребенка. Эстетическое воспитание современного
ребенка сегодня происходит в условиях
динамичного развития экономики, демократизации
жизни общества, его информатизации
. Современные
ученики, с которыми мы общаемся каждый день, это
те мальчики и девочки, для которых главным другом
становится компьютер, а информацию они все
больше черпают не из книг в библиотеке, а из
Интернета. Поэтому нам, современным учителям,
совсем не просто заинтересовать учеников
искусством, организовать «чудо», превратить
процесс воспитания и обучения в увлекательное
занятие
.
Природа – это самый совершенный объект для
эстетического воспитания ребенка, он всегда
находится перед его глазами
. Но ребенок должен
научиться воспринимать присущие ей
разнообразные формы, гармонию красок, звуков и
испытывать при этом эстетические чувства, а
помочь ему в этом могут взрослые, организуя
экскурсии и походы на природу
. Детям просто
необходимы экскурсии и прогулки в лесу, парке,
где они увидят всю красоту окружающего мира.

Рисунок 1. Детская анимационная
студия «Стрекоза»
. ГБОУДО ЦДТ «Свиблово».
Руководители Кузнецова М.В., Зайцев А.Я.

Конечно, все педагоги в будущем хотят видеть
своих учеников обладающими высоким эстетическим
вкусом, творческими, культурно образованными
людьми. Развитие ребенка будет более
эффективным, если рядом будет педагог, который
сам искренне увлечен музыкой, театром,
изобразительным искусством, который чувствует
красоту природы, окружающего мира, человеческих
взаимоотношений
. Воспитание школьников
посредством искусства начинается с раннего
возраста в процессе изучения литературных и
музыкальных произведений, на уроках
изобразительного искусства, ритмики
. Основное
направление этой работы состоит в практическом
ознакомлении учащихся с различными видами
искусства, приучении их к эстетическому
восприятию и эстетическим суждениям
. Одна из
задач педагога – стремиться сделать процесс
познания привлекательным. Поэтому для педагога
важны слова К.Д.Ушинского: «Ученье, лишенное
всякого интереса и взятое только силою
принуждения, убивает в ученике охоту к учению».


Мы давно усвоили, что хороший учитель – учит, а
талантливый – вдохновляет! Только учитель в
процессе творческого взаимодействия помогает
раскрыть и развить творческий потенциал ученика.
Показателем результативности эстетического
воспитания выступает уровень развития
эстетического сознания воспитанников, их
творческое отношение ко всему освоенному кругу
эстетически ценных предметов, явлений,
художественных произведений. Мы верим в ребенка,
в его творческий потенциал и всегда перед своими
уроками проговариваем сами себе: «Я люблю
ребенка талантливого и не очень, я люблю его,
потому что ребенок – это праздник, который пока
еще со мной».

Рисунок 2. Занятие в студии
«Художественная фотография»
. ГБОУДО ЦДТ
«Свиблово»
. Руководитель Зайцев А.Я.

Существуют определенные этапы эстетического
воспитания. Условно их можно разбить на группы. Первая
группа
направлена на приобщение детей к
искусству, то есть первичное восприятие,
творческое воссоздание в сознании
художественных образов. Основными методами для
решения этих задач являются: наблюдение,
объяснение, показ, пример взрослого, анализ. С
самого начала при знакомстве детей с искусством
необходимо развивать комплекс способностей и
восприятия: талант слушателя, талант зрителя, а
так же соучастия в творчестве.
Вторая группа направлена на
формирование навыков в творческой деятельности.
Получения педагогом обратной информации о
глубине усвоения воспитанниками материала,
развития интеллектуальных и художественных
способностей. Педагогом могут использоваться
практические методы: моделирование, показ,
объяснение, упражнение, совместная или
индивидуальная деятельность
. Третья
группа
– это этап достижения результата
в творческой деятельности. В качестве главных
методов выступают методы теоретического
художественного и научного анализа.
Выбор форм, методов эстетического воспитания
определяется, прежде всего, индивидуальными
особенностями детей, целями, задачами
.

К основным целям воспитания можно
отнести: готовность развития личности к
освоению, восприятию, оценке эстетических
моментов в искусстве; совершенствование
эстетических взглядов, гармоничное
саморазвитие; формирование творческих
способностей в области искусства. Исходя из
целей можно выделить задачи воспитания школьника:
развитие эстетических эмоций, чувств, суждений,
идеалов, отношений и интересов; формирование
эстетического сознания; формирование
творческо-эстетической деятельности через
приобщение к различным видам искусства; развитие
творческо-эстетических способностей. Задачи
творческо-эстетического воспитания находятся в
неразрывной связи и обеспечивают гармоничное
развитие ребенка, что позволяет нам поговорить
об эстетике детской жизни.

Рисунок 3. Занятие в детской
анимационной студии «Стрекоза»
. ГБОУДО ЦДТ
«Свиблово»
. Руководители Кузнецова М.В., Зайцев
А.Я.

Художественная литература
самый эффективный, доступный вид искусства для
формирования эстетической культуры ребенка
школьника. Художественная литература развивает
восприимчивость, эмоциональность, воздействует
на чувства и разум ребенка. Красота слова
является важнейшим шагом в мир искусства
. Одна из
важнейших педагогических задач состоит в том,
чтобы уже в детские годы слово с его многогранной
красотой, стало неисчерпаемым источником
познания прекрасного, внутренним духовным
богатством, и в то же время средством выражения
этого богатства
. Возможности художественного
отображения явлений жизни в литературе особенно
широки, и язык является главным средством
общения людей
. Только слово обретает удвоенную
художественную силу и является средством
выразительности в литературном произведении.
Словесный образ воспринимается, в первую
очередь, умом. Поэтому именно литература
является важнейшим средством развития
интеллекта учащихся
. Выбирая литературное
произведение для ребенка, нужно помнить, что
моральное, нравственное воздействие
произведения зависит, прежде всего, от его
художественной ценности. В свое время В.Г.
Белинский предъявил два основных требования к
детской литературе: этическое и эстетическое
. Он
достаточно резко выступал против назойливого
морализирования
. «Художественное
произведение должно затрагивать душу ребенка,
чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие
герою»
. Одним из важных средств воспитания
литературного вкуса является развитие культуры
чтения. На уроках литературы школьники учатся
воспроизводить образы художественного
произведения в своем воображении, анализировать
и мотивировать поступки главных героев, тонко
подмечать свойства и характеристики действующих
лиц
. Если ученик начинает задумываться над тем, к
чему зовет прочитанная книга, чему учит, при
помощи каких художественных средств писателю
удается вызвать у читателя глубокие и яркие
впечатления, значит, он овладел культурой чтения.

Музыка –яркое средство развития
творческой индивидуальности личности. Она тесно
связана с лирической поэзией и является
следующим этапом в эстетическом воспитании
ребенка
. Гармоничное сочетание эстетического
отношения, нравственной чистоты к жизни и
искусству в целом – основные условия
формирования личности
. В эстетическом
воспитании детей музыка играет очень важную
роль
. Музыка в себе объединяет эстетическую,
эмоциональную сферы человека. Музыка – это язык
чувств
. С помощью мелодии можно передать оттенки
переживаний, которые недоступны слову. Музыка
отражает действительность в мелодиях, тембрах,
интонациях, оркестровке
. Музыка и пение в школах
не только учебный предмет, но и средство
воспитания, которое должно как эстетически, так и
эмоционально окрасить духовную жизнь ребенка.
Познание мира искусств невозможно без понимания
и переживания музыки, без потребности слушать
музыку и получать наслаждение от нее
. Важен сам
процесс творчества: особенности поведения
ребенка в творческом процессе, выбор темы,
сюжета, материалов
. Основой музыкального
воспитания в школе является хоровое пение,
которое развивает музыкальный слух, вокальные
навыки, художественный вкус. Важное место в
музыкальном воспитании школьника отводится
прослушиванию в записи музыкальных
произведений, ознакомление с основами
музыкальной грамоты
. Школьники знакомятся с
жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты,
узнают о творчестве композиторов. Образы
искусства, вызывают отклик в душе ребенка,
формируют его представление о добре, духовных
ценностях и красоте.

Преподавание изобразительного
искусства
является одним из методов
приобщения детей к искусству. Изобразительная
деятельность имеет большое значение развития
ребенка
. Изобразительная деятельность позволяет
ребенку передать то, что он видит в окружающей
его действительности, то, что его волнует,
вызывает положительные, а возможно и
отрицательные эмоции
. Основами изображения
ученики овладевают благодаря обучению их таким
средствам художественной выразительности как
фактура материала, форма, композиция.
Произведения изобразительного искусства
помогают ребенку познавать жизнь, развивают
творческую фантазию. В живописной картине
запечатлено мгновение, один момент в цепи
событий
. А ребенок с помощью своего воображения
«оживляет» картину, видит за ней образы, события,
характеры. Рассматривание картин является таким
же сложным методом эстетического воспитания, как
и музыка или литература; это углубленное
познание вещей, и что особенно важно – познание
мира чувств
.

Рассматривание картин развивает эмоциональную
память, влияет на восприятие красоты. Благодаря
восприятию изобразительное искусство входит в
духовную жизнь ребенка, поэтому с каждым новым
периодом эстетического развития в воспитание
включаются все новые произведения живописи.
Важно обеспечить ознакомление детей с
выдающимися произведениями зарубежного,
русского изобразительного искусства и
архитектуры
. Нужно научить детей понимать
неразрывную связь содержания и художественной
формы, воспитать эмоционально-эстетическое
отношение к произведениям искусства. В процессе
изучения изобразительной деятельности у детей
воспитывается потребность доводить начатое дело
до конца
. В коллективной работе у детей
воспитываются умение объединиться для общего
дела, развиваются стремления помочь друг другу.
Таким образом, обучение изобразительной
деятельности способствует формированию таких
мыслительных операций, как анализ, обобщение,
сравнение.

Рисунок 4. Занятие в студии
«Художественная фотография»
. ГБОУДО ЦДТ
«Свиблово»
. Руководитель Зайцев А.Я.

Синтезирующие виды искусства.
Театр, цирк, кино (анимация), эстрада обладают
большой популярностью, в том числе, и как виды
искусства. Они объединяют в себе элементы многих
искусств: литературы, живописи, музыки,
хореографии. Огромную радость доставляет детям
театральное творчество и цирк, их таинственная
атмосфера.

Дети очень восприимчивы, и поэтому легко
поддаются эмоциональному влиянию – сочувствуют
добрым героям, переживают за победу добра над
злом.

Большой эстетически-эмоциональной силой
воздействия обладает Театр. Атмосферу
восприятия спектакля создают: сценическая
выразительность в сочетании художественного
чтения, пантомимы, художественно-декоративного
оформления, а также музыкального сопровождения
постановки. Во время спектаклей в театре или
цирке устанавливается творческий контакт
актеров со зрителями, создаются наиболее
благоприятные условия для сопереживания.
Поэтому столь непосредственной бывает реакция
детей на события, происходящие на сцене.
Необходимо предварительно подготовить детей к
восприятию театрального действа, создать
условия, при которых дети были бы способны
принять игру актеров на сцене
. Сегодня очень
важно формировать театральную деятельность у
детей
. Знакомить их не только с театральными
постановками, но и знакомить с историей
возникновения театра, обучать их технологиям
детского театрального творчества
.

Рисунок 5. Шоу-театр «Столица». ГБОУДО
ЦДТ «Свиблово». Руководитель коллектива:
Карамушка Е.В.

Эстетическое воспитание детей должно быть
адекватным современной социокультурной
ситуации, поэтому необходимо готовить
подрастающее поколение не только к общению с
театральной деятельностью, но и к общению с
экранной культурой. Самыми массовыми видами
экранного искусства являются кино и телевидение,
впитавшие в себя возможности всех искусств и
новейшие достижения научно-технического
прогресса
.

Экранные искусства обладают развивающим
потенциалом, способны развивать у детей
эмоциональную отзывчивость, аналитические и
творческие способности, речь,
коммуникабельность и многие другие качества.
Важно отметить, что ни один вид искусства не
может охватить такую широкую детскую аудиторию,
как телевидение и кино. Восприятие
экранизированных произведений литературы и
искусства нуждается в тонком педагогическом
руководстве.

Рисунок 6. Шоу-театр «Столица».
ГБОУДО ЦДТ «Свиблово». Руководитель коллектива:
Карамушка Е.В.

Подлинное эстетическое воспитание детей
средствами искусства – результат длительной,
сложной творческой работы по освоению
прекрасного в искусстве. Творческая среда школы
– это не только уроки рисования, музыки и
различные студии. Это – общая обстановка,
которая позволяет создать образовательную
среду, направленную на развитие творческого
потенциала учащихся
. Эстетическое воспитание
формирует у ребенка отношение к труду,
способствует развитию навыка самореализации в
творчестве
. Детство – период становления
человека, когда он находится под влиянием школы и
семьи
. Именно в этом возрасте могут быть созданы
все условия для развития его
нравственно-эстетических потребностей.

Библиография:

  1. АмонашвилиШ.А.Единство цели.— М.:
    Просвещение, 1987.— 208с.
  2. БабанскийЮ.К. Педагогика. // Ю.К под
    ред.Бабанский[Электронный ресурс] — Режим
    доступа. — www.detskiysad.ru28.11.2014г.
  3. Белинский В.Г. О детских книгах/Собрание
    соч.– М., 1978.– т.3.– с.61
  4. Ванслова Е. Раздвигаем границы
    эстетического образования [Текст]/ Е. Ванслова //
    Искусство
    . – 2008. – №2. – С. 28-29.
  5. Выгодский Л.С. Психология искусства. – М.:
    Искусство, 1965
    .
  6. Гаджиева Х. Наглядные пособия в системе
    художественно-эстетического образования и
    воспитания учащихся [Текст] / Х. Гаджиева //
    Искусство в школе. – № 1. – 2007. – С. 78-80.
  7. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и
    методика музыкального воспитания детей. 2-е изд.
    – М.: Академия, 2007
    . – 320с.
  8. Ильина Е. Воспитание искусством [Текст] / Е.
    Ильина // Искусство в школе. – 2009. – № 1. – С.13-15.
  9. Ильинская И.П. Критерии оценки уровня
    сформированности эстетической культуры
    младшего школьника [Текст] / И.П. Ильинская //
    Начальная школа
    . – 2009. – № 1.– С. 20-25.
  10. Киященко Н.И. Эстетика жизни: Учебн. пособ.
    – М.: ИНФРА-М, 1999
  11. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического
    воспитания . [Текст]: уч. пособ. по курсу для студ.
    пед.инст. / Б. Т. Лихачёв. – М.: Просвещение, 1985. – 176
    с.
  12. Марченко Е. Восприятие единого
    эмоционального тона разными видами искусств
    [Текст] / Е. Марченко // Искусство в школе. – 2008. – №
    5. – С. 69-70.

9.06.2015

Эстетическое воспитание подростков

Астафьева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы – воспитатель.

Средняя общеобразовательная школа «Детский санаторий «Солнечное»

Ритм ХХI века, его нравы и настроения отодвинули искусство на вторые, а зачастую, и третьи роли в жизни современного школьника. Поэтому предметы по искусству воспринимаются как уроки, дающие возможность отдохнуть между «трудными» предметами. Да и при выполнении домашнего задания дети слышат от родителей: «Сначала сделай математику!». Но если дети младшего возраста еще проводят свободное время за рисованием, то подростки, не находя поддержки учителей и родителей, теряют интерес к искусству.

Формирование духовного мира ребенка особо остро стоит в настоящее время. На протяжении многих веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство. Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию еще (или уже) не уделяется должного внимания. В “Стратегии модернизации Российского образования” в числе важнейших задач предусмотрено “значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся”, отмечено, что “необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы…» Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания. А ведь именно оно является той гармоничной частью духовного богатства личности, которая развивает в ней чувства истинно человеческие: эстетические, интеллектуальные, нравственные. Эстетическое воспитание оказывает целостное и всестороннее воздействие на школьников, следовательно, в нем заложены основы и общего развития. Для теории и практики эстетического воспитания представляют серьезный интерес особенности эстетического развития учащихся подросткового возраста. Подростковый возраст — период становления личности. Это возраст, в котором проявляется склонность к самоанализу, стремление к самосознанию, самоутверждению. Каждый взрослый знает, как важно в этом возрасте не растерять то, что было заложено в нем с рождения.

Складывающаяся в стране социально-культурная ситуация во многом ответственна за массовость антиобщественных проявлений в поведении детей вплоть до саморазрушающих (преступления, наркомания, алкоголизм и т.д.). Все чаще СМИ делают модели асоциального поведения привлекательными для все более широкого круга детей. И подростки, как никто, подвержены этому. Телевизор заполонили дешевые ситкомы, книжные магазины набиты «бульварным чтивом», радио перенасыщено хитами типа «Ла-ла-ла», а Интернет пестрит пошлой негативной информацией. Фильмы, музыка, спектакли и телепередачи, которые призваны воспитывать чувство прекрасного, уходят в прошлое. Конечно, школа дает определенный объем знаний, но без участия родителей в воспитании духовно богатой личности, эти знания угасают.

Эстетическая и художественная культура являются главными составляющими духовного облика человека. Роль эстетического воспитания для подростков крайне важна, так как эстетическое воспитание способствует развитию творческого потенциала, оказывает разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности. Эстетическое воспитание подростков можно осуществлять как в школьном пространстве, так и в домашних, более свободных условиях. Подросток постепенно будет накапливать знания о художественных явлениях, овладевать ценностными ориентирами, развивать мотивы общения с эстетическими объектами, тем самым формируя положительные эмоционально-психологические установки, способы образного мышления, что приучает детей к самостоятельной деятельности. Именно занятия эстетической направленности помогают ребенку раскрыть себя, а нам – взрослым – понять их.

Как однажды сказал В.В.Путин: «Сейчас модно быть умным». И поэтому сегодня возрастает потребность современного общества в людях креативных, развитых, способных творчески мыслить, решать проблемы и подходить к различным изменениям жизни. Это обусловлено темпом развития общества. Проблема всестороннего развития человека, непрерывного его совершенствования, является основой в становлении социально адаптированной личности. Но, воспитывая ребенка на произведениях искусства, не нужно ждать, что из него обязательно вырастет Левитан. Нужно только лишь не мешать этому.

Список литературы

Асмолов А.В. Психология, искусство и образование. / А.В.Асмолов // Искусство в школе, 1993, №6

Бурова А.И Эстетическое воспитание школьников / А.И.Бурова, Москва, Педагогика, 1974, 301 с.

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. / В.С.Кузин. М.: 1984

Неменский Б.М. Мудрость красоты. / Б.М.Неменский, М.: Просвещение, 1987, 253 с.

Эстетическая культура и эстетическое воспитание; Книга для учителя / Сост. Г.С.Лабковская. – М.: Просвещение, 1983, 304 с