Формы и средства воспитания: методы и классификация

Существуют различные подходы к классификации форм воспитательной работы, например, по числу участвующих в ней лиц:

— индивидуальные — беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

— микрогрупповые – минимальное число участников (монтаж, инсценирование);

— групповые — несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

— коллективные – целый коллектив класса, школы;

— массовые — несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия;.

— основному виду деятельности (познавательной, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной).

В зависимости от метода воспитательного воздействия:

— словесные (собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы);

— практические (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа и др.);

— наглядные (музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты).

А.М. Столяренко выделяет формы воспитания исходя из нижеследующих признаков:

• по частным задачам: культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические и др.;

• по особенностям проведения — лекции, беседы, обсуждения, дискуссии, диспуты, общие собрания, встречи с опытными, знающими и авторитетными людьми, посещение культурных мероприятий (театров, кинофильмов и пр.), индивидуальные поручения, коллективная работа, участие в субботниках и в работе общественных формирований, товарищеская помощь, опека, шефство, кураторство, управление, благотворительность и др.;

• по месту проведения — служебно-воспитательные, учебно-воспитательные, воспитательно-трудовые, воспитательно-кадровые, внешкольные, спортивно-воспитательные и др.;

• по времени проведения — плановые, профилактические, итоговые, отчетные, исправительные и др.

В.С. Селиванов предлагает дифференцировать формы внеурочной воспитательной работы в школе по основной воспитательной задаче и в соответствии с ней выделяет три группы форм организации воспитательной работы:

1) формы управления и самоуправления школьной жизнью — собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.;

2) познавательные формы — экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.;

3) развлекательные формы — утренники и вечера, «капустники» и др.

Распространенными формами воспитательной работы в современной школе являются праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки; дежурство по классу и школе, уборка школы; конкурсы, дни и недели предмета; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в другой город, страну; выход в театр, кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки; спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице и другие. Формы воспитательной работы, часто встречающиеся в практике школ, проводятся как в масштабах всей школы, так и в рамках класса, двух параллельных классов, только в масштабах начальной школы или только для старшеклассников.

Внешне выраженные способы воспитательной работы, ее формы, становятся воспитавающими не по названию и внешним признакам, а исходя из их цели, задач, содержания, организации, условий, методики, процессов, приемов, атмосферы и увлеченности всех участников общим делом, опоры на педагогические принципы воспитания и другие. Без учета этих факторов формы воспитания приобретают формальный характер и могут отрицательно повлиять на процесс воспитания.

При планировании воспитательной работы педагогу следует учитывать необходимость использования ее различных форм. При этом обязательным для всех форм воспитания является нижеследующее:

— определение темы, задач;

— предварительный сбор материала, если того требует содержание дела;

— планирование, т.е. определение содержания и последовательности дел;

— подготовка участников, например, объявление, стенд, предварительная беседа;

— проведение мероприятия (композиция, оформление помещения, окончание);

— анализ проведенной работы.

Значимой для педагога является дефиниция содержания действий воспитателя, необходимых при проведении любых форм воспитательной работы, предложенная И.П. Подласым, который правомерно подчеркивает, что одним из важных источников целеполагания и проектирования воспитательного дела служит социальная ситуация того периода, в котором они осуществляются. Эта ситуация обусловливается общественными событиями в стране и мире, государственными праздниками, юбилейными датами, общественно значимыми идеями, а также событиями местной жизни. Другим источником организации и проведения воспитательного дела служит педагогический диагноз сформированности необходимых качеств и черт личности; третий — общая направленность работы учебно-воспитательного заведения на определенный период. Взятые в единстве, эти источники определяют актуальность и направленность воспитательного мероприятия.

Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравственного воспитания) указывает он, определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т.д.).

Задачи педагога на этапе целеполагания — учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности класса и отдельных учеников, провести педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которая предусматривается в будущем деле. Должны быть, полагает И.П. Подласый, получены определенные ответы на вопросы: что собой представляет класс (группа), на который направляется воспитательное воздействие; какой уровень его развития в данном направлении; что необходимо достигнуть в результате воспитательной работы? Какой системой воспитательных средств нужно воспользоваться для достижения запланированного результата?

Он советует уделять внимание анализу недостатков воспитательной работы в прошлом. После обработки поступившей информации формулируется цель воспитательного дела по алгоритму: состояние класса и отдельных воспитанников — возможности педагога и школьников — определение цели и конкретных задач.

Этап планирования воспитательных дел отделяется от этапа целеполагания только теоретически, практически это единый процесс. На этом этапе перед педагогом стоит важная задача — вместе с воспитанниками во всех деталях определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав не только что, но и как должно быть сделано.

Хотя многие педагоги считают, что им самим это сделать и быстрее, и легче, не привлекать воспитанников к планированию воспитательного дела — педагогическая ошибка. Ведь функция педагога в том и состоит, чтобы организовать работу воспитанников. Поэтому и планируется, и готовится воспитательное мероприятие вместе с ними, точнее, готовят и проводят его сами воспитанники под руководством классного руководителя. Иначе воспитательное дело будет формальным мероприятием, а не собственным делом школьников.

От качества планирования и организации зависит, как будет выполнено ВД. Чтобы достичь поставленной цели, педагогу нужно научиться отделять главное от второсте­пенного, иначе детали, мелочи отнимут слишком много сил и времени. Вопросы нужно решать комплексно: делая одно, делать многое.

Сложные общешкольные дела, охватывающие многих участников, рекомендуется планировать методом сетевого графика. На нем в наглядной и удобной для восприятия форме изображаются цели, задачи, пути («маршруты») их достижения, распределяются участники, намечаются формы и методы работы, промежуточные этапы («станции»), дается другая необходимая информация. Флажками на сетевом графике отмечаются пройденные участки.

Без организации невозможно осуществить ни одно дело. Общая теория организации производственной деятельности предлагает шесть положений (инструментов), на которые опирается технология и которые необходимо учитывать педагогам при организации ВД.

1. Ясное определение цели предстоящей работы, обзор всего движения в целом от начала до конца (чего необходимо достичь).

2. Точное определение задач для каждого подчиненного (посредством каких операций можно достичь).

3. Подготовка всего необходимого для предстоящей работы (при помощи чего достичь).

4. Установление норм выполнения для измерения результатов (размеры достигнутого).

5. Распределение ответственности, адресата и времени отчетности (чем стимулировать достижение цели).

6. Инструктирование исполнителей как средство создания организационной системы (как достичь).

Участие в организации дела воспитывает важные качества личности: целеустремленность, ответственность, умение доводить начатую работу до конца, дисциплинированность, исполнительность. Участие в организации общего дела — мощное средство сплочения класса (группы). Для многих школьников это проверка своих личных качеств, правильности выбора профессии, а также возможность развития организаторских умений и навыков. Педагогам надо подчеркивать эти возможности и таким образом обеспечить себе надежную помощь воспитанников.

На завершающем этапе дела подводятся итоги, что может быть коллективным обсуждением или индивидуальным педагогическим анализом с целью понять причины успехов и неудач (6)