Исторические причёски 18 века: корабли на голове

«Что это за мода такая? Вот во временна нашей молодости… Вот это была мода!» Я думаю, что такие слова слышал каждый из нас от своих бабушек или дедушек. И спорить не имеет смысла, ведь действительно, буквально 50 лет назад всё было иным, и даже не верится, что за такой короткий промежуток времени всё настолько изменилось!

А что тогда говорить о моде средневековья?! В этой статье хочу рассказать о самых удивительных прическах женщин 18-го века (конец средневековья), с интересными деталями и подробностями.

Итак, это были громадные, сложные по исполнению причёски, составлявшие единое целое с головным убором.

«Было время, когда благодаря их огромной вышине, лицо женщины находилось посередине ее особы… Кто поверит, что архитекторам зачастую приходилось повышать и расширять двери, потому что женские прически требовали от них подобных изменений, и приходилось подчиняться этим капризам» (Монтескье — французский писатель, правовед, «Персидские письма»). Про двери — это конечно же шутка, а вот серьезный упрек: «Прическа своей диковинностью нарушает пропорции, искажает выражение лица, лишает шею движений и придает фигуре выражение придавленное, неповоротливое и некрасивое», — считала известная актриса Клерон.

Когда высота причесок в 3 — 4 раза превышала высоту лица, а некоторые достигали и полутора метров, их отважные обладательницы ехали на бал, высунув голову из кареты или со снятой крышей.

Во время поездок королевы Марии Антуанетты по Парижу, составлялся специальный маршрут для того, чтобы по пути не было низких арок, и карета могла проехать. Видя мучения королевы, ее парикмахер Леонар изобрел специальный механизм, который позволял прическе складываться. Мода на полутораметровые прически заставила директора парижской оперы запретить вход на партер. Это решение было вызвано несколькими трагическими случаями, когда от боковых люстр загорались прически дам.

К тому же периоду относится любимая многими прическа «Ла Бэль Пуль».

Восторг некоторых патриоток Франции во время военных действий на море с Англией дошел до того, что после победы в 2019 году фрегата «Ла Бэль Пуль», супруга одного из героических моряков захотела стать живым памятником победы французского флага на море. Она водрузила на голову модель фрегата, и тем самым, вызвала зависть менее догадливых дам. Вскоре модели кораблей на голове у дам появились даже в России.

;

Наиболее стильные женщины умудрялись носить на головах чучела птиц, статуэтки и даже мини-сады с крошечными искусственными деревцами. Некая герцогиня Лозен обошла всех. На её голове крутилась мельница, вел осла мельник и охотник охотился на уток. Дамская голова превратилась в миниатюрную театральную сцену.

Если королева могла себе позволить столь дорогие прически, то многим дамам это было не по карману. Заплатив кругленькую сумму за прическу, волосы не мыли неделями, и поэтому страдали часто от кожных заболеваний и чесотки. Спали положа голову на подголовник или в кресле. От мышей, покушавшихся на съедобные участки прически, защищались металлическими сетками, надетыми на ночь.

Очень помогали женщинам их кавалеры. Так как центр тяжести в дамской фигуре был смещен, что грозило им падением, то мужчины во время прогулки поддерживали даму под руку. Если рядом кавалеров не было — помогала тросточка, с которой ходили красавицы.

Словом, всё было учтено и налажено!

Спасибо за внимание! Надеюсь, что вам было интересно и познавательно!

В следующей статье я продолжу историю. Я напишу об удивительных приспособлениях, материалах и о истории создания интересных идей для причесок в средневековье.

Причёски из XVIII столетия — отдельная тема в истории. Если сегодня убранству волос уделяется несколько минут перед зеркалом, то в XVIII веке это становилось особым занятием, требующим участия специалиста. То была эпоха женщин, придававших созданию роскошных причёсок огромное значение и готовых идти ради них на большие жертвы. Сегодня, имея под рукой обычные укладочные средства, можно самостоятельно сделать причёску в стиле рококо и Марии-Антуанетты.

История

В течение всего XVIII века женские причёски эволюционировали стремительно. В 1700-е годы в странах Европы в ходу оказался так называемый фонтаж — оригинальная укладка с чепцом из кружев.

Появление фонтажа связано с именем фаворитки французского короля Анжелики де Руссиль-Фонтаж. Еще в 2019 году во время охоты у неё растрепались волосы. Чтобы они не мешали ей двигаться в погоне за дичью, она обвязала их куском кружева. История умалчивает, была ли это подвязка с ноги или кружево с рукава. Так или иначе, получившаяся причёска пришлась по вкусу королю. С его подачи укладки с использованием кружева стали использовать практически все дамы.

Эта мода проникла даже в среду простолюдинок.

Насчитывалось более ста вариантов фонтажа. Туго завитые в локоны волосы в несколько ярусов размещали надо лбом горизонтально. Часть завитых волос свободно ниспадала на плечи.

Сам чепец мог быть очень высоким, вплоть до 50 сантиметров в высоту. Его носили вертикально или набок.

С 2019 года в моду вошли скромные укладки с локонами. Однажды на приёме у французского короля Людовика XIV подданная Англии герцогиня Шрусбери появились без фонтажа, просто зачесав волосы назад. Это послужило поводом для смены приоритетов в укладке шевелюры. С тех пор дамы укладывали завитые волосы в корзинки и венки. Украшали их лентами, диадемами, цветами. Так в силу вступил стиль раннего рококо.

Прически в таком духе носили и королевские особы, и знатные немецкие, русские, французские, английские женщины.

В России фонтаж делали вплоть до середины 20-х годов. Верны ему оставались преимущественно дамы в возрасте.

Мода на элегантные укладки с локонами была и во второй половине XVIII века, продержавшись вплоть до 70-х годов. Затем с подачи французской королевы Марии-Антуанетты, обладавшей густой шевелюрой, стали делать прически необъятных размеров. Сама Франция превратилась в законодательницу мод парикмахерского искусства для всей Европы.

Для возведения внушительных размеров конструкции, в ход пускали каркасы с подушками. Использовали накладные пряди, приобретённые у простолюдинок, и даже волосы из конских грив.

Причёска достигала порой полуметра в высоту. Создать такое творение без участия настоящего мастера было невозможно.

Уходили часы на формирование цельных художественных композиций, чтобы потом обладательница этой красоты не прикасалась к своей голове как минимум неделю. И то при условии, что была хорошо обеспечена в материальном плане.

В мещанской среде причёска женщины не менялась месяц.

Для надежной фиксации волос использовали помаду на основе сала и пудру из муки. Она имела серебряный, белый или розовый цвет. Масса её в прическе порой достигала килограмма.

Чтобы нанести её, женщинам нужно было надевать специальный пеньюар, дабы не замарать платье. Чтобы мучная пыль не осыпалась на лицо, приходилось держать над ним маску, пока парикмахер наносил пудру. Также можно было воспользоваться специальным шкафом. С потолка на даму, вошедшую в него, сыпалась пудра.

Неприятный запах пищевых продуктов, шедших в дело для создания красоты и остававшихся на волосах длительное время, приходилось «глушить» большим количеством резких по аромату духов. Но и это не отбивало интереса к таким «гнёздам» у насекомых и мышей.

Неслучайно в этот период в обиходе женщин появились трости с жёсткой кисточкой. С одной стороны, они позволяли держать равновесие под тяжестью сооружений на голове, с другой – выступали в качестве инструмента, которым можно было почесать зудящую от паразитов голову (кисточка).

Дополнением к помпезным укладкам становились головные уборы. Некоторые водружали на голову птичьи чучела. Там можно было увидеть клетки для птиц и корзины с фруктами.

Причём приходила мода то на одно, то на другое.

Поводом для создания композиции становились, в том числе, и конкретные события.

Например, в 2019 году над Парижем его жители увидели комету. Это нашло отражение в прическе с соответствующим названием — комета. Частью укладки стало украшение в виде куска газовой ткани, изображавшей хвост небесного тела.

В 2019 году на несколько недель «хитом» стала прическа а-ля «Бель Пуль», в честь французского фрегата, одержавшего победу в одном и конфликтов на море. Прическу по этому случаю с «макетом» корабля на голове Марии-Антуанетты несколько парикмахеров делали в течение 10 часов. Конструкция получилась высотой в 70 сантиметров, а чтобы её создать, потребовались лесенки, стоя на которых было удобно укладывать волосы королевской особы.

Если сегодня в моде на прически были украшения в виде живых цветов, то завтра уже овощей. Тогда в прическах появлялись плоды с огорода: морковь, редис, капуста. Когда на пике популярности оказались перья, в жертву женской красоте принесли немало павлинов и лебедей.

Частью парикмахерских сооружений становились и многочисленные золотые украшения с драгоценными камнями. Масса творения на голове порой превышала вес самой красавицы.

Если было сложно сохранять гордую осанку и приветливое выражение лица с этой «архитектурой», то спать тем более.

Чтобы не помять укладку, нужно было опираться на специальные подголовники из дерева, обтянутые тканью, или вовсе спать в кресле. Чтобы по ночам страдалицу не одолевали мыши, она пользовалась особым чепцом из проволоки.

С причёсками того времени сложно было путешествовать в карете. Даже королева однажды была вынуждена ехать в ней, стоя на коленях, чтобы не загубить творение нескольких парикмахеров, трудившихся над украшением её головы.

Проблема была решена, когда появился особый механизм, позволявший «сложить» причёску на время поездки.

Парикмахерское безумие пошло на убыль после того, как Мария-Антуанетта родила наследника. Тогда её роскошная шевелюра заметно поредела. Появилась мода на парик с локонами.

После французской революции прежний подход к укладке стал вызывать насмешки. Ему на смену пришли куда более простые причёски. Волосы укладывали в локоны и носили распущенными, из них делали узлы на греческий лад.

Позднее рококо сменил романтизм.

Кому идут?

Аккуратные укладки раннего рококо можно подобрать девушкам практически с любой формой лица. Высокие помпезные сооружения подойдут для дам с квадратными лицами, зато обладательница «треугольника» не сможет смотреться выигрышно в таком виде.

Также нужно учитывать уместность таких укладок. Шедевры на голове хороши, когда девушка ходит по подиуму, пришла на бал-маскарад, тематическую вечеринку или свадьбу, комик-кон. Среди улицы и в современной будничной одежде с чепцом на голове, а то и вовсе натюрмортом, любая будет смотреться странно.

Как сделать своими руками?

Несмотря на дикости парикмахерской моды XVIII столетия, наше время перекликается с тем веком использованием искусственных прядей. Современные укладочные средства открывают простор для погружения в былую эпоху. Можно сделать высокие и просто пышные укладки в соответствующем стиле.

Укладка в стиле рококо

Создать такую прическу не так уж и трудно при наличии такого современного инструмента, как электрическая плойка:

  • отделяя пряди, сбрызнуть их лаком и завить, не доходя до корня 10 сантиметров;
  • начесать шевелюру у корня;
  • зачесать волосы назад, чтобы виски оказались открытыми;
  • если есть чёлка, убрать её назад;
  • локоны зафиксировать на макушке при помощи шпилек;
  • украсить лентой или заколкой.

В этом стиле можно оформить и причёску невесты. Строить настоящий «дом» на голове, как это делали в «безумный» период, не следует, но дух соблюсти можно:

  • начесать толстую прядь волос на уровне лба;
  • закрепить лаком и заколоть на макушке;
  • оставшуюся часть шевелюры собрать в хвост (повыше);
  • завить волосы на бигуди большого диаметра или плойкой по ходу формирования укладки;
  • уложить попрядно вокруг основания хвоста;
  • часть волос из него оставить свободными;
  • укрепить лаком;
  • украсить прическу лентами и цветами.

В стиле Марии-Антуанетты

Чтобы сделать эту вычурную укладку, помимо расчёски, нужно иметь под рукой:

  • специальный каркас;
  • вату или другой наполнитель для каркаса;
  • бигуди;
  • шпильки;
  • лак для волос.

    Порядок действий такой:

    • пряди хорошо расчесать;
    • «зарезервировать» часть волос на затылке и у висков — они будут использованы на последнем этапе;
    • установить на голову каркас, поместив в него вату;
    • замаскировать его волосами, попрядно поднимая их вверх, начиная ото лба;
    • для фиксации на каркасе использовать шпильки;
    • задние волосы и у висков накрутить на плойку, формируя локоны;
    • зафиксировать прическу при помощи лака;
    • украсить бусами.

    Красивые примеры

    С причёской в духе XVIII века можно воссоздать образ королевы.

    Сильно начёсанные впереди волосы и локоны на плече наводят на мысль балах при королевском дворе.

      Причёска в духе Марии-Антуанетты выглядит весьма внушительно.

      Мастер-класс по созданию прически XVIII века в видео ниже.

      С древнейших времен люди придавали большое значение своему внешнему виду, который в значительной мере определялся прической. Укладка волос использовалась не только для того, чтобы стать красивее, но и чтобы подчеркнуть свое положение в обществе.

      «Прическа — это форма, придаваемая волосам завивкой, стрижкой, укладкой, филировкой (филировка — прореживание прядей. — Прим. авт.)», — говорится в одном из учебников по парикмахерскому искусству. Древнеримский поэт Овидий считал, что «позорен так же точно череп без волос, как куцый скот, без листьев куст, без трав покос». Конечно, это преувеличение: миллионы людей на Земле лишены растительности на голове, но оттого выглядят только значительнее. Хотя и они от пышной шевелюры не отказались бы.

      Коварные перья

      В исторической науке бытует мнение, что прическа появилась у нашего доисторического предка раньше одежды. Длинные волосы, спадая на лицо, мешали заниматься повседневными делами. Человек вынужден был откинуть волосы назад и перевязать их ремешком из кожи или былинкой. Такая примитивная прическа бытует до сих пор под названием «конский хвост». Но за тысячи лет человек изобрел множество куда более изощренных способов украсить свою голову.

      Во Франции на рубеже XVIII-XIX столетий родилась такая поговорка: «Ради того, чтобы стать красивой, можно и пострадать». А какая же женщина не хочет быть красивой? И дамы безропотно страдали.

      В XVIII веке процесс сооружения прически занимал у светских дам во Франции, Англии, а потом и в России целые дни. Волосы завивались, укладывались согласно предписаниям журналов мод (первый такой журнал появился в Париже в 2019 году, а в России — в 1779-м), украшались драгоценностями и перьями. Английской герцогине Девонширской в 2019 году подарили два страусовых пера, которые она использовала в своей прическе. Светские дамы немедленно переняли начинание, длинные перья в прическе стали модным аксессуаром. Который, кстати, доставлял немало хлопот придворным художникам: перья на портретах пришлось укорачивать, чтобы они не свешивались за рамки холста.

      Изощренной фантазии тупейных художников (не от русского «тупой», а от французского toupet — «взбитый хохол на голове») не было границ. В эпоху рококо (первая половина XVIII века), характерной особенностью которой было широкое распространение пасторальных мотивов в искусстве, модным стало закрепление в волосах бутылочек с водой, в которые вставлялись букеты живых цветов. «Весна на голове среди белоснежной пудры производила чарующее впечатление», — писала одна из светских львиц того времени. Правда, чтобы напудрить волосы или парик, не испачкав платья, женщинам приходилось совершать эту процедуру в специальном шкафчике с отверстием для головы.

      В конце XVIII века популярной стала прическа «фрегат». Сначала она прославляла отвагу французских моряков. Но вскоре модницы в Англии, а потом и во всей Европе, отметили с ее помощью блестящую победу адмирала Нельсона над наполеоновским флотом в Абукирском сражении на Средиземном море (1798 год). Парикмахеры творили на женских головках модели фрегата со всей положенной трехмачтовому паруснику оснасткой. Когда женщина шла, парусник покачивался, как на волнах. Сотворение чуда стоило больших денег и нечеловеческого терпения клиента. А потому прическу носили, не распуская, не одну неделю. Спали дамы в креслах или клали на ночь головы на специальные деревянные, обшитые шелком подставки.

      Секрет куртизанки

      Нинон де Ланкло привила всему миру моду на причёску, названную её именем

      Александр Пушкин 30 октября 2019 года из Болдино писал супруге Наталье Николаевне в Петербург: «Мочи нет, хочется мне увидать тебя причесанную a la Ninon; ты должна быть чудо как мила. Как ты прежде об этой старой потаскухе не подумала и не переняла у ней ее прическу?»

      Прическа, так вдохновлявшая поэта, была позаимствована с портрета французской куртизанки Нинон де Ланкло. Пушкин в письме называет ее смачным русским словом из ненормативной лексики, которое из соображений этики пришлось переиначить на «потаскуху». Между тем де Ланкло отличалась не только красотой, но и глубоким умом. За ней волочился даже всесильный кардинал Ришелье, который однажды прислал 50 тысяч франков. Нинон вернула деньги с запиской: «Я отдаюсь, но не продаюсь». До глубокой старости де Ланкло выглядела моложаво, объясняя это тем, что ежедневно протирает лицо лоскутом замши, смоченной кипяченой водой. Ученые и поэты почитали за честь услышать мнение этой неординарной женщины о своих опусах.

      Прическа «а-ля Нинон» выглядела так: слегка завитая челка на лбу, надо лбом — горизонтальный пробор, по вискам до плеч спускаются крупные локоны, на затылке плоский тугой шиньон, в который вставлено страусовое перо. К сожалению, на дошедших до нас портретах Наталья Николаевна Пушкина изображена с прическами, ставшими модными позже.

      Верные рецепты

      В России многие века женская прическа не претерпевала изменений и с определенностью свидетельствовала о семейном положении ее обладательницы. Незамужние девки заплетали волосы в одну ниспадающую косу в три плетешка с прямым пробором, украшенную на конце разноцветными лентами либо косником — особым лоскутом или подушечкой, шитой бисером, иногда на медной пряжке. Замужние женщины волосы заплетали в две косы, которые укладывались вокруг головы.

      Женщина не имела права показываться перед чужими мужчинами с непокрытой головой. Отрезать девке косу или сорвать с женщины головной убор значило нанести глубокое оскорбление. Именно такое надругательство над женской честью совершил у Лермонтова в «Песне про купца Калашникова» молодой опричник Кирибеевич. За что поплатился жизнью в кулачном бою с удалым купцом.

      Великий реформатор Петр I не обошел своим вниманием внешний вид своих подданных. 30 декабря 2019 года он издал указ, предписывавший «женскому полу всех чинов… носить платье, и шапки, и кунтыши, а исподнее бостроги, и юбки, и башмаки немецкие, а русского платья, и черкесских кафтанов, и тулупов, и азямов, и штанов, и сапогов, и башмаков, и шапок отнюдь не носить». Этим же указом вводились парики как для мужчин, так и для женщин.

      Хотя и с запозданием, но волны западной моды докатывались из столицы до провинциальной России, видоизменяясь сообразно навыкам крепостных парикмахеров. Чтобы избавить модниц от необходимости прибегать к услугам доморощенных цирюльников, в 2019 году в Петербурге под названием «Домашний парикмахер» было издано «практическое наставление молодой даме или девице научиться самой, без всякой посторонней помощи, причесываться по моде и приобрести надлежащие сведения для правильного обращения с волосами, чтобы сохранять их и придавать им желаемую красоту».

      В этом наставлении, между прочим, приведен рецепт состава для ращения волос, «недавно еще, как утверждали авторы, считавшийся секретным изобретением»: «Берут свежего, совсем без соли, сливочного масла, растапливают его, потом дают хорошенько отстояться и, осторожно слив в посудину, оставляют, чтоб остыло. Тогда, отвесив этого масла 1/4 фунта (около 100 г. — Прим. авт.), прибавляют к нему 1/4 фунта медвежьего жиру и 1 /4 фунта льняного масла, стирают составом каждый день те места на голове, где волосы особенно падают. Эта помада вообще чрезвычайно действительна для рощения волос».

      Как видите, наши прапрабабушки и прапрадедушки были не меньше, чем мы, озабочены состоянием волосяного покрова головы. Но чем более ускорялся темп жизни, тем более укорачивались и упрощались женские прически. Сегодня можно встретить женщин, обритых наголо. Но многие по-прежнему готовы посвящать заботам о прическе часы драгоценного времени.

      Леонид БУДАРИН

      Просмотрено:
      243