Как сделать мини-трактор и навесное оборудование своими руками

Любой человек всегда стремится к удобству и комфорту. Поэтому после 2-3 лет обработки своего участка мотоблоком, за которым приходится идти следом, у хозяина появляется мысль о создании мини-трактора. На нём уже можно не только пахать и сеять, но и возить грузы, сидя в кабине и просто управляя рычагами.

Из мотоблока

Данное устройство очень удобно в эксплуатации благодаря своему малому размеру и высокой манёвренности. Кроме больших полей, его используют на маленьких участках огорода, а также между постройками и деревьями, где обычному трактору не развернуться.

Надёжный и давно опробованный вариант создания устройства – из мотоблока. И тут есть два пути: купить готовый адаптер к мотоблоку или сделать его самостоятельно. Следует учитывать, что не каждый адаптивный узел подойдёт для имеющегося мотоблока. Оттого чаще всего изготавливают его своими руками. Для этого необходимо:

  • Уголок, труба, швеллер и лист металла толщиной 1,5-2 мм для рамы.
  • Два колеса нужного размера с осью.
  • Сиденье, которое берётся от “Жигулей” и переделывается.
  • Дрель, сварочный аппарат и слесарные инструменты.

Обычно в домашнем хозяйстве используют мотоблок “Нева”. Этот агрегат относительно недорогой, имеет 4 скорости вперёд и 2 назад, мощность двигателя 6,5 л с. Масса мотоблока в сборе – около 90 кг. К нему запросто делают нужный адаптер совместно с самодельным плугом. Его сборка разбивается на несколько этапов:

  1. Изготавливают раму из уголка, швеллера и, если нужно, используют и трубы.
  2. Ставят рулевую колонку, взятую от негодных “Жигулей” и переделанную под нужный размер.
  3. Устанавливают и крепят сиденье с помощью болтов, подбирая оптимальное расстояние до руля.
  4. Размещают рычаги управления: сцепление, дроссельную заслонку, тормоза.
  5. Окончательно доводят и красят.
  6. Испытывают готовое изделие и незначительно корректируют собранные узлы.

Желательно, чтобы задние колёса были больше по диаметру относительно передних. Это повышает проходимость и придает некую серьёзность самодельному агрегату.

В том случае, когда сам мотоблок с двигателем находится за сиденьем, сцепление ведущих задних колёс с почвой лучше. Это позволяет навесить на агрегат двухкорпусный плуг, что намного увеличивает производительность.

Изготовление из подручных запчастей

Бывают случаи, когда у хозяина нет мотоблока. Зато в гараже имеются различные запасные части и колёса от автомобильной и другой техники. Возможно, найдётся и рабочий двигатель, например, от “Оки”. Тогда создание мини-трактора начинается практически с нуля. И мастера, которые занимаются самоделками, отлично знают, где брать необходимые недостающие узлы и агрегаты. Это авторазбор иномарок и отечественных авто, который есть в каждом городе и селе.

Для начала делают схематический чертёж, на котором прикидывают примерное расположение основных узлов. Затем изготавливают раму из швеллера и усиливают углы листовым металлом. Её ширину определяют по размеру имеющегося ведущего моста автомобиля. Длина рамы зависит от двигателя, который будет установлен, расположения руля, сиденья и навесного оборудования.

Колёса, мосты и рулевое управление полностью берут с автомобиля “Ока” или другого. Мосты можно не укорачивать. При установке двигателя есть единственный нюанс. Необходимо мотор поднять так, чтобы колёсный просвет был больше. Это позволит трактору работать даже в глубокой борозде.

На такой агрегат иногда приспосабливают двигатель от мотоцикла “Урал” или “Днепр” с коробкой передач, которая имеет заднюю скорость. Но моторы у них многооборотные, поэтому необходимо установить дополнительный понижающий редуктор для уменьшения скорости мини-трактора. Ведь он изготавливается, чтобы обрабатывать землю, а не выступать на гонках “Формула-1”. Чем меньше скорость агрегата, тем больше тяговое усилие. Это знает любой школьник.

Самодельное навесное оборудование

Когда готовый мини-трактор прошёл все испытания, прибрёл статус значимости и заслужил любовь всего семейства, на первый план выходит задача по изготовлению для него навесного оборудования. И это зависит от предполагаемых посевных культур и обработки почвы. Если для создания трактора использовался мотоблок, то там уже готовый узел для сцепки с сельхозаппаратами. В другом случае придётся изготавливать навеску своими руками, фото которой представлены.

На нём видно, что конструкция навески трехточечная. Она должна быть подвижной и вертикально, и горизонтально. Изготавливается из стальных профилей с помощью сварочного аппарата. Нужна для подсоединения агрегатов.

Конечно, можно изготовить одноточечный узел сцепки, но это намного уменьшит количество навесных обрабатывающих сельхозмашин, а следовательно, понизит многофункциональность трактора.

Существует несколько видов сельскохозяйственных агрегатов для культивации земли.

Виды плугов

Для самодельных тракторов чаще всего применяются такие виды плугов: однокорпусные и двухкорпусные. Первые цепляются к лёгким и средним мотоблокам, а вторые – к технике посолиднее. Для мини-трактора, если у него мощный двигатель и приличный вес, готовят многокорпусные отвальные плуги, которые цепляют к самодельной навеске.

Плуг часто изготавливают из предплужника заводского плуга, который обычно использует трактор МТЗ. Необходимо только немного доработать лемех и правильный изгиб отвала. Возможно использование конного плуга.

Для вспашки тяжёлых и твёрдых земель, а также почв с корнями деревьев и кустарников применяют дисковые самодельные плуги. Они представляют собой раму с острыми дисками диаметром до 40 см, которые врезаются в почву под небольшим углом относительно направления движения. Это позволяет им не только срезать корни, но и рыхлить землю.

Окучники и бороны

Любой самодельный окучник состоит из рамы и двух дисков, расположенных под углом друг к другу. Такой агрегат используется при окучивании рядов картофеля и клубники.

Бороны предназначены для разбивания комков и рыхления вспаханной земли. Представляют собой решетчатую раму размером 100×50 см, сваренную из уголков 50×50 мм, и острые пальцы длиной до 15 см, расположенные равномерно по площади рамы. Бороны цепляются позади плуга и работают совместно с ним.

Картофелесажалки и копалки

Это навесное прицепное оборудование применяется для определённой культуры – картофеля. Приводится в действие от собственных колёс, что позволяет равномерно распределять семена по борозде, и не зависит от пробуксовки.

Картофелекопатель представляет собой острый нож шириной 20-30 см, который горизонтально входит в почву на глубину 20-25 см. Он при помощи наклонной решётки вытаскивает картошку на поверхность. Одновременно происходит очищение клубней от земли и травы.

Другое оборудование

В зависимости от цели может использоваться и другое навесное оборудование:

  • Сенокосилки навесные. Используются для заготовки сена домашним животным и удаления сорняков на приусадебном участке.
  • Грабли для сгребания скошенной травы. Они бывают навесными и прицепными. Прицепные имеют два колеса. Цепляются непосредственно к трактору.
  • Культиваторы навесные. Они обычно состоят из рамы и 6-8 культиваторных лап. Принцип работы как у плоскорезного плуга. Имеют два колеса, с помощью которых регулируется глубина культивации.
  • Садовые опрыскиватели. Это нужный агрегат. Им производят опрыскивание выращиваемых культур для защиты от вредителей, а также защищают зерновые от сорняков, применяя специальные химические составы. Используется в основном на фермерских полях.
  • Бульдозерные отвалы. Они прицепляются впереди или позади трактора. Представляют собой лопату шириной до 1,5 м. Изготавливаются из стали толщиной 3-5 мм. Крепятся с помощью навесного устройства. Предназначены для очистки территории от снега и мусора, а также для планировки поверхности участка.
  • Куны. Это специальное приспособление используется только на погрузочно-разгрузочных работах. Изготавливается для конкретного вида деятельности мини-трактора.
  • Роторные щётки и снегоуборщики. Они особенно необходимы в зимнее время на городских улицах. Трактор с таким оборудованием способен очистить все узкие места между домами и магазинами, где обычному трактору трудно подъехать.

Собрать простенький агрегат, а также самодельное навесное оборудование для мини-трактора не представляет особых проблем. Для этого нужно лишь время, желание, необходимые инструменты и материалы.

Минитрактор является незаменимой сельскохозяйственной техникой для обработки земли, посадки семян и сборки урожая. Особенно данная техника востребована в деревне, среди владельцев больших приусадебных участков. Стоимость минитракторов в заводском исполнении достаточно высока. Даже новинки техники китайского производства порой не всем по карману. Поэтому все больше домашних мастеров стараются изготовить минитрактор самостоятельно, используя подручные материалы.

Выбор двигателя для самодельного трактора

Если вы решились собирать минитрактор своими руками, то в первую очередь нужно подобрать к нему силовой агрегат. В качестве последнего часто используют двигатель ЗИД. Это четырехтактный агрегат с объемом 0,52 л. и мощностью 4,5 л/с, который вполне подойдет для обработки 2-3 гектар земли. Двигатель отличается простотой обслуживания, поэтому его часто устанавливают на различную самодельную технику, к тому же, его просто купить в интернете.

Еще одним вариантом для самоделки является двигатель УД-25. Это двухцилиндровый агрегат, имеющий мощность порядка 12 л/с и объем 0,42 л. Хотя данный тип моторов давно снят с производства, в интернете имеется большое количество предложений по продаже данного агрегата. Его можно купить приблизительно за 5 000 – 8 000 рублей.

Нередко при изготовлении самодельных тракторов мастера используют моторы от автомобилей. Например, можно встретить минитракторы с двигателем от Оки.

Данный двигатель имеет мощность 29,3 л/с и объем 0,649 л. По сути, это вазовский мотор (ВАЗ 21083), только в облегченном варианте, поскольку имеет в 2 раза меньший вес. Отличительная особенность двигателя от Оки – это малый расход бензина и высокий КПД.

Более дорогостоящий вариант – это двигатель из «Жигулей». Моторы линейки автомобилей ВАЗ имеют мощность двигателя от 59 л/с (ВАЗ 2101) и выше. Трактор с двигателем ВАЗ – это достаточно мощный агрегат, который способен справиться практически с любыми сельскохозяйственными работами.

Владельцам мотоблоков изготовить минитрактор для домашнего хозяйства проще всего, поскольку данный агрегат уже обладает всеми необходимыми узлами управления. Остается лишь сделать подходящую раму, и трактор готов.

Из чего сделать раму

Сборка минитрактора всегда начинается с изготовления рамы. Рама минитрактора выполняет роль основания, на котором закрепляются все узлы и детали данного агрегата. Рама должна быть достаточно прочной и в то же время не очень тяжелой. Обычно ее изготавливают из металлического уголка, профильной трубы или из швеллера. Соединяются детали методом сварки. Рама может быть цельной или состоять из двух частей.

Цельную раму изготовить проще всего. Достаточно сварить прямоугольник из швеллера или уголка. Размеры рамы вычисляются исходя из габаритов двигателя, коробки передач и других узлов.

Также среди владельцев приусадебных участков пользуются большой популярностью минитрактора 4х4. Это полноприводные минитрактора с ломающейся рамой. Слово “полноприводные” означает, что у агрегата ведущими являются оба моста, передний и задний. Пример такой рамы, изготовленной из швеллера № 10, приведен на следующем фото.

Узел перелома рамы чаще всего делают из карданного вала автомобиля, например, от ГАЗ-52.

Основное преимущество самодельного трактора с ломающейся рамой – это небольшой радиус разворота агрегата. Благодаря высокой маневренности минитрактор переломка с успехом используется на небольших участках, где разворот минитрактора с цельной рамой будет затруднен.

Ниже показаны чертежи рамы, соединенной шарниром.

Из чего сделать ходовую

Чтобы собрать минитрактор, требуется подготовить его ходовую часть. В нее входят колеса, передний и задний мосты, элементы трансмиссии.

При выборе колес для минитрактора следует учитывать цели использования последнего. Если агрегат сооружается для перевоза и перетягивания грузов, то будет достаточно диаметра дисков в 16 дюймов. При использовании трактора в полевых условиях лучше использовать более массивные колеса, имеющие диски с диаметром от 18 до 24 дюймов.

Если ведущим мостом в вашем тракторе будет только задний, то передняя балка изготавливается достаточно просто.

  1. Необходимо приготовить 2 поворотных кулака от автомобиля ВАЗ Классика.
  2. Из профильной трубы (квадрат 40х40 мм) отрезается необходимой длины кусок. От длины данной балки будет зависеть ширина колеи.
  3. Далее, к этой трубе привариваются стойки из уголков 35х35 мм. К ним будут крепиться поворотные кулаки. Рулевую сошку отсоединять не нужно — она пригодится при установке механизма рулевого управления.
  4. К уголкам привариваются кронштейны, в которые устанавливаются шаровые опоры.
  5. Передняя балка минитрактора также имеет по центру качающий механизм. В данном случае он вместе с крестовиной снят из автомобиля УАЗ.

Чтобы изготовить самодельный передний мост, а также задний его аналог для полноприводного агрегата, потребуется взять 2 одинаковых узла ходовой части, например, от автомобиля ВАЗ или Москвич, и укоротить их. Как укоротить мост от автомобиля ВАЗ, можно узнать из этого видео.

Важно! Мосты должны иметь одинаковые редукторы, с одинаковым передаточным числом. В противном случае передние и задние колеса при движении трактора будут вращаться с разной скоростью.

Поскольку мосты уже имеют встроенный механизм передачи вращательного движения на ось колес, то изготавливать самодельный редуктор не потребуется.

Плюсы установки гидравлики

Гидравлика на минитрактор устанавливается для того, чтобы обеспечить работу некоторым его механизмам и облегчить управление данным агрегатом. Агрегат с установленной гидравликой, имеет свои преимущества.

  1. Машина становится легкоуправляемой. Руль можно крутить, практически не прилагая усилий, одной рукой.
  2. Гидравлика дает возможность применять различное навесное оборудование.
  3. Применение гидравлики позволяет модернизировать тормозную систему. Благодаря гидроцилиндрам, установленным на агрегате, торможение агрегата происходит мгновенно.

Сделать гидравлику на минитракторе можно, если заранее приобрести готовую систему в магазине или использовать детали от старой сельхозтехники.

Важно! При установке гидравлики на минитрактор следует учитывать, что некоторая часть мощности двигателя уйдет на обслуживание данного узла. Поэтому для тракторов с маломощными двигателями установка гидравлики не принесет никакой пользы.

Для чего нужен ВОМ

Вал отбора мощности (ВОМ) предназначен для приведения в движение различных сельхозяйственных механизмов, подсоединяемых к минитрактору, например, различных фрез для обработки земли, картофелекопалок, косилок, снегоуборочников и т.д.

ВОМ может быть как зависимым, так и независимым. В первом случае вал приводится в движение от трансмиссии, передающей вращательное движение на колеса. Как только колеса останавливаются, ВОМ прекращает вращаться. Независимый ВОМ получает вращение от коленчатого вала двигателя. Поэтому, чем выше обороты двигателя, тем быстрее вращается вал.

Кроме всего, существуют трактора с ВОМ синхронного типа. Скорость вращения синхронного вала напрямую зависит от передаточного числа передачи движущегося трактора. Синхронизация движения и вращения требуется при работе агрегата с посевным оборудованием.

Изготовление трехточечной навески

Навеска используется для подсоединения к трактору дополнительного оборудования, например, плуга.

Навеска должна быть подвижной как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной. В первом случае подвижность помогает уменьшить вылет насадки при подруливании. Вертикальное движение подвески требуется для опускания оборудования в рабочее состояние или поднятия его в позицию транспортировки.

Навеска на минитрактор делается из различных деталей, снятых из старой сельхозтехники. Сделать описание того, как изготовить трехточечную навеску в домашних условиях, достаточно сложно. Поэтому правильнее будет воспользоваться следующим видео, в котором указаны размеры всех деталей приспособления.

Выбор и установка тормозов и сцепления

Тормоза необходимо устанавливать на заднюю колесную пару. Проще всего взять готовые блоки от автомобиля УАЗ. Колодки тормозного механизма нужно установить на диски колес, а управление вывести на педаль или рычаг, установленные внутри кабины.

Чтобы установить сцепление на самодельный минитрактор, также можно воспользоваться готовым вариантом от какого-либо автомобиля. Например, можно использовать ременное сцепление от Москвича или УАЗа.

Блок сцепления крепится к коробке передач, также взятой от какого-либо автомобиля. Как устанавливается сцепление, можно посмотреть в этом видео.

Установка рулевого управления

Самостоятельно изготавливать механизм рулевого управления достаточно сложно, и в принципе нет смысла, поскольку все детали можно взять из любого легкового автомобиля.

Далее приведена схема, на которой показано, как устроено стандартное рулевое управление, устанавливаемое на большинстве самоходной техники.

При установке рулевого механизма рулевой вал с шестерней соединяется с рулевыми сошками, которые имеются на поворотных кулаках, установленных на передней балке (изготовление балки рассматривалось выше).

Как сделать кабину для минитрактора

Если в летний период работать на минитракторе можно и без кабины, то с наступлением осенне-зимнего периода использование агрегата становится довольно некомфортным или вообще невозможным. Поэтому умельцы стараются собирать трактора с кабинами, чтобы использовать данную технику круглый год.

Кабину для самодельной техники изготавливают из листовой стали по заранее подготовленному чертежу. За основу расчетов можно взять кабину от трактора МТЗ. На следующем фото показан чертеж, исходя из которого, можно сделать кабину самостоятельно.

Совет! Если размеры кабины, имеющиеся на чертеже, не подходят под размеры вашего минитрактора, то их необходимо изменить. Но главное, что нужно учитывать при коррекции размеров — это размер лобового стекла и высоту кабины. Потолок ее должен быть выше головы сидящего в кабине человека на 25 см.

Кабина изготавливается следующим образом.

  1. Первым делом, нужно собрать каркас из деревянных брусков согласно размерам чертежа.
  2. Далее, по размерам деревянных деталей каркаса режут металлическую профильную трубу. Все детали соединяют методом сварки.
  3. Сваренную конструкцию ставят крышей на землю и приваривают внутри кабины держатели для стекол.
  4. Крыша изготавливается из листовой стали 1 мм. Фрагмент можно вырезать болгаркой и приварить к верхней части кабины.
  5. Пол и боковые части кабины изготавливаются из листовой стали толщиной 2 мм.
  6. Каркас дверей также сваривается из профильной трубы. Для автоматического закрывания дверей на каркас можно установить газовые лифты.
  7. После установки стекол кабину можно обшить изнутри поролоном и обтянуть его кожзаменителем.
  8. Кабина устанавливается на раму, на заранее приготовленное для нее место.

В целом, чтобы лучше понять, как изготавливается минитрактор своими руками, можно посмотреть это видео, своеобразное пособие для начинающих.

Нюансы изготовления гусеничного трактора

Самодельные гусеничные минитрактора – это техника, главной особенностью которой является высокая маневренность и хорошая проходимость. Также трактор на гусеницах создает минимальное давление на почву, чего нельзя сказать о его колесном аналоге.

Чтобы сделать минитрактор на гусеничном ходу, понадобятся следующие элементы конструкции.

  1. Рама. Изготавливается из профильной трубы или швеллера.
  2. Двигатель. Для гусеничного минитрактора лучше использовать дизельный двигатель.
  3. Ведущий мост. Как и при изготовлении колесного трактора, для гусеничного агрегата также можно использовать готовый мост от старого автомобиля, который следует укоротить.
  4. Коробка передач. Идеальным вариантом будет коробка от ГАЗ-53.
  5. Сцепление. Подойдет блок сцепления от ГАЗ-52.
  6. Гусеницы. Изготавливаются из покрышек от колес крупногабаритной техники, например, от трактора.

Для изготовления гусениц нужно взять 2 покрышки от трактора и срезать на них боковые части. Затем эти покрышки одеваются на колеса, установленные на раме, как показано на следующем фото.

Чтобы трактор мог поворачивать, на заднем мосту нужно установить дифференциал, который будет отключать правое или левое колесо от привода. Также каждое колесо должно быть оборудовано тормозом, управляемым по отдельности. При нажатии на педаль тормоза и переключении дифференциала одно колесо ведущего моста останавливается, а противоположное продолжает вращаться. За счет этого трактор разворачивается в нужном направлении.