Самооценка личности в психологии: её виды и типы

Каждый человек, в определённом возрасте, обычно довольно-таки юном, производит переоценку ценностей, навязанную обществом. Вместе с пересмотром ценностей человек оценивает и свою личность как со стороны других людей, так и со своей. Важную роль в его развитии оказывает общество, так что нужно осторожно подбирать круг общения ребёнка и свой.

Что такое самооценка личности

Самооценка личности в психологии занимает очень значимое место, так как на ней строится множество теорий. У каждого индивида она складывается из многих факторов:

  1. Мнение личности о себе. Очень важная её часть, это самостоятельное мнение человека
  2. насчёт себя.
  3. Оценка своей значимости для общества. Обычно она выражается в том, считает ли человек себя успешным, относительно своего окружения.
  4. Собственная система ценностей. Индивид рассматривает собственную систему ценностей, и сравнивает её с системой ценностей общества.
  5. Вклад в дела общества. Индивид рассматривает свою деятельность, как полезную или негативную по отношению к обществу.

Её функции помогают индивиду адаптироваться к разным ситуациям, изменениям, а также комфортно чувствовать себя в обществе. Она независимо от адекватности или неадекватности помогает индивиду строить защиту от внешних нападок, проецировать свой образ на общество в целом и помогает понять, как же себя вести в обществе.

Её формирование

Источники её формирования у индивида, отличаются у каждого человека. Тем не менее из всех них, можно выделить несколько. На тему источников её формирования было написано множество работ известных учёных, и каждый учёный добавляет что-то своё, при этом не меняя основных.

На протяжении столетий, в которых существовала наука психология, источники формирования менялись, и вот такую структуру мы можем увидеть сейчас:

  • Сопоставление себя идеального и себя реального.
  • Мнение общества об этом индивиде.
  • Самостоятельная оценка собственных достижений.
  • Сравнение себя с кумиром или индивидом, который олицетворяет совершенство для данной личности.

Таким образом, можно судить о том, что она у индивида, в отличие от системы ценностей, начинает формироваться и видоизменяться с течением времени. Но начинается этот процесс с самого раннего возраста, примерно с 3-ёх лет, когда ребёнок начинает активно изучать окружающий мир и своё место в нём.

Первое переосмысливание собственной значимости обычно начинается во время переходного возраста и продолжается в течение всего его срока.

Виды самооценки в психологии

В психологии самооценка делится на множество видов, и каждый из них оценивает какой-либо определённый фактор, от которого он и зависит. Разделить самоанализ в психологии можно на несколько категорий. Самооценка и её виды и какая бывает самооценка:

Адекватная и неадекватная

С адекватной всё ясно — когда человек ставит перед собой реальные цели, не уходит от общества, его самооценку можно принять за адекватную. Неадекватная делится на две подкатегории:

  • Завышенная. Её характеристиками являются завышенные стремления, чрезмерная вера в собственные силы, повышенное внимание к себе, высокомерие по отношению к обществу в целом.
  • Заниженная. Её показателями являются робость, нерешительность и отсутствие веры в себя.

По уровню

Высокая, средняя и низкая. Такая классификация самоанализа относится лишь к адекватной самооценке, и использует для разделения иные факторы.

  • Высокая. Она является отличительной чертой успешных людей, но только в том случае, если своего положения они достигли сами.
  • Средняя самооценка. Те личности, которые делают основную полезную работу в обществе. У них также есть порог, за который они не опустятся, и эту планку они никогда не снижают.
  • Низкая. Неуверенные и совершенно не пробивные люди обладают низкой самооценкой. Они легко внушаемы и идут на поводу у своих желаний.

По стабильности

По стабильности самооценка делится на стабильную и плавающую. Разумеется, стабильная является эталоном, к которому каждый человек должен стремиться. Плавающая же сильно зависит от обстоятельств.

  • Стабильная. Люди, которые удовлетворены своим положением в обществе, и не хотят его терять ни при каких обстоятельствах. Они спокойно перенесут невзгоды и вернут своё место, даже если их скинуть.
  • Плавающая. Люди, склонные к сантиментам и чувствам, которые идут им же во вред. Такой человек легко впадает в депрессию.

Создаём идеальную самооценку

Любым родителям хочется, чтобы их ребёнок достиг в жизни каких-либо высот либо тех, на которые сам посмотрит, либо тех, что покажут ему любящие родители. Поэтому важно воспитать в человеке идеальную самооценку. Она должна быть адекватной, высокой и стабильной.

Для этого ребёнку с раннего возраста нужно объяснить, что он не лучше других людей, пока сам не добьётся определённых успехов в жизни. А также стоит внушить ребёнку веру в свои силы, всегда повторять что он сможет сделать то или иное дело. Поддерживать в его собственных начинаниях.

И также следует помнить, что для воспитания ребёнка у вас в семье должно быть взаимное уважение. Ни в коем случае не унижайте своего ребёнка, даже неосознанно. Доверительные отношения с ребёнком станут тем спусковым механизмом, который запустит реакцию построения правильного взгляда на жизнь и идеальную самооценку.

В процессе личностного роста и реализации собственных планов на жизнь каждый человек обращается к своей самооценке, которая представляет собой психологические особенности каждой личности в отдельности. Ее наличие, вид и характеристика отчасти представляют психотип человека. Изменение самооценки очень трудный процесс, требующий комплексной и глубокой работы с личностью. На фоне недостаточного и некомпетентного лечения истинная сущность человека будет прорываться «наружу» в ходе взаимодействия с общественностью. Каждый индивид должен понимать, какие эмоции он на самом деле испытывает по отношению к себе.

1

Самооценка: что это?

Самооценка — это возможность оценить свои интеллектуальные и физические возможности, видеть себя со стороны и давать оценку собственным действиям и поступкам. Она позволяет человеку формировать мнение о своих способностях и принимать решение в отношении какого-либо поступка. Самооценка входит в состав ядра личности и регулирует поведение индивида. Оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности и способствует развитию иных качеств человека. От уровня самооценки зависит степень трудности поставленных к выполнению задач. Несоответствие ожидаемого результата с фактическим приводит человека к эмоциональному дискомфорту. Возникают такие эмоции, как агрессия, разочарование, подавленность и тревожность. От уровня самооценки зависит способность воспринимать новую информацию, интеллектуально развиваться и взаимодействовать с окружающим миром.

Понятие самооценки включает в себя две основные функции для личности — регуляторную и защитную. На основе первой происходит решение поставленных задач и оценка собственных способностей, вторая обеспечивает личностную независимость и стабильность. У развитого индивида она отображает целостное приятие и неприятие себя. Самооценка имеет определенные критерии формирования:

  • Собственный образ. Создается путем сравнения своего внутреннего «Я» с идеалом, к которому стремится личность. Несоответствие этих представлений определяет зону роста и развития. Помогает человеку отказаться от негативных черт характера и нарастить положительные. Является вспомогательным элементом в социальной адаптации.
  • Математическая величина. Этот критерий показывает разницу между желаниями и потребностями и реальными возможностями личности. Различие в показателях характеризует несостоятельность личности и переоценку собственных возможностей.
  • Интериоризация. Представляет собой переход от внешних факторов на личные качества. Каждый индивид оценивает себя не только с внутренней точки зрения, но и в зависимости от отношения окружающих. Этот критерий отображает степень зависимости от мнения социума и показывает восприимчивость к нему.
  • Результативность. Внутри своего сознания личность дает оценку каждому полученному результату по отношению к первоначально поставленной цели. Чем больше разница ожидаемого и действительного, тем выше степень отклонения от адекватного восприятия себя и своих возможностей.
  • Самооценка имеет определенные критерии формирования:еала или авторитета воспринимаются другие личности, которые имеют более высокий социальный статус, степень влияния на окружающих и являются важными в жизни индивида. В процессе жизнедеятельности происходит постоянное сравнение собственного «Я» с их возможностями и достижениями.

Завышенная самооценка: признаки, причины и социальное значение

1.1

Возрастные особенности

Основные характеристики гармоничной самооценки формируются в детском возрасте и закладываются в процессе воспитания. На них влияет уровень оценки родителями совершенных действий и комфортный микроклимат внутри семьи. Формирование качеств характера происходит в момент становления личности.

Основной пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский периоды. До этого момента закладываются основы восприятия себя по отношению к окружающему миру и положению в обществе. У дошкольников на основании взаимоотношений в семье формируется предрасположенность к развитию личностных качеств. Первые тесты на социальную адаптацию и заложенные черты характера проводятся в возрасте 6 лет. Когда ребенок поступает учиться в первый класс, с ним работает детский психолог, который определяет зону дальнейшего роста и развития личностных качеств.

В начальной школе ответственность частично перекладывается на педагога, но ключевую позицию в формировании адекватной самооценки у младших школьников по-прежнему занимают родители. Они являются более авторитетными для ребенка и больше времени проводят рядом с ним. У учащихся старших классов в обязательную программу образования вводятся такие предметы, как психология и социология. Они помогают в процессе стабилизации и облегчают глубокий процесс самосознания.

Критическим периодом развития самосознания считается ранний юношеский возраст. Ввиду индивидуальных особенностей каждого ребенка, его возрастные рамки колеблются от 10 до 15 лет. Окончательное становление личности по психологическим меркам должно наступить к 21 году. Период становления очень сложный и проходит несколько этапов формирования. Сначала подросток начинает изучать свой внутренний мир и познавать свои интересы, потом углубляется и рассматривает себя по отношению к внешнему миру. Это время самое нестабильное, любые влияния извне могут наложить свой отпечаток на образующийся тип личности. К окончанию формирования человек должен иметь представление о себе в рамках «Я-концепции».

Характер в психологии: определение, свойства, типы

2

Виды

В психологии каждый отдельный вид самооценки имеет четкое определение и присущие ему характеристики, которые отображают поведение личности. Все виды условно разделены на образующие их основания:

  • Приближенность к реальности: адекватная, неадекватная самооценка.
  • Уровень: высокая, средняя и низкая.
  • Устойчивость: стабильная, плавающая.
  • Степень охвата: частная, общая, ситуативная.

Самооценка одного человека может включать в себя сразу несколько видов. Идеальной формулы сочетания не существует, каждый имеет свой непосредственный набор качеств, которые характеризуют индивида, как личность.

Низкая самооценка и способы борьбы с неуверенностью в себе

2.1

Характеристика видов

Адекватная и неадекватная самооценка отображает способность воспринимать себя и свои действия объективно или субъективно. Адекватная является оптимальной, потому что в таком случае соблюдается баланс между желаниями и возможностями. Такие люди с наибольшим успехом достигают поставленных перед собой целей, могут объективно оценить свою пользу для окружающих и выполняют поставленные задачи. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Независимо от этого, у личности проявляются нарушения в восприятии реальности, что влияет на ее способности и результативность. У таких людей деформированное восприятие личных качеств, проблемы с мотивацией и эмоционально-волевой сферой.

Проявлениями заниженной самооценки являются:

  • неуверенность в своих силах;
  • застенчивость, робость, нерешительность.

У завышенной противоположные проявления:

  • переоценка сил;
  • собственная идеализация;
  • высокомерие;
  • нежелание признавать поражения;
  • уверенность в своей правоте и отрицание критики.

Высокий уровень самооценки характеризует успешных людей, которые не боятся сложных задач, всегда готовы быть полезными для окружающих. На практике такие личности сильны духом, быстро поднимаются по карьерной лестнице. Это обусловлено высоким уровнем мотивирующих факторов.

Индивиды со средним уровнем отличаются своей стабильностью. Они не возлагают больших надежд на собственные результаты, не берутся за дела, в реализации которых они не уверены. Для достижения чего-то большего им не хватает рывка, но и ниже имеющегося они не опускаются.

Низкий уровень самооценки является уделом слабых и неуверенных в себе личностей. Отсутствие мотивации обычно спровоцировано предыдущими неудачами или страхом перед конкуренцией с более сильными соперниками.

Стабильная или плавающая самооценка характеризует этап формирования человека. В психологии ядро личности считается готовым уже в подростковом возрасте, когда заканчивается переходный период. Обладатели сильной жизненной позиции, удовлетворенные своими внутренними качествами и собой в целом, считаются стабильными. Люди с плавающей самооценкой подвержены постоянному самоконтролю и переоценке совершенных поступков. Рациональное восприятие собственных ошибок и их коррекция приводит к стабилизации.

Частная самооценка позволяет критиковать отдельные качества поведения человека.

Общая или глобальная — является проявлением значения индивида в обществе, отображает его ценности и эмоциональный спектр.

Ситуативные, они же оперативные, позволяют оценить конкретное действие или обстоятельство. У человека формируется мнение и отношение в целом к возникшей ситуации.

3

Методы определения

Методика Дембо-Рубинштейна позволяет определить три основные параметра личности: уровень, устойчивость и реалистичность. Суть метода заключается в распределении предложенных качеств по шкале значимости. Простой анализ расположения точек по полюсам и шкалам отображает лишь поверхностные критерии самооценки. Для более детального изучения индивида требуется интерпретация теста компетентным психологом. Он может попросить прокомментировать расположение метки и дать более детальный анализ.

Количественная методика определения самооценки проводится по Будасси. Так можно выявить ее адекватность и степень. Автор предлагает 48 прилагательных, характеризующих личность, которые необходимо выстроить по рангам значимости. Исследуемый должен указать к каждой характеристике численные показатели, отображающие реальное присутствие качества и желаемое, необходимое в идеальном представлении себя. Результат определяется с помощью ранго Все виды условно разделены на образующие их основания:-content/uploads/2017/12/tablica_2.jpg»>

Тест Каттелла является распространенным при трудоустройстве и других видах анкетирования. С помощью него можно выявить стабильность и адекватность личности. В ходе заполнения опросника открывается 16 основных факторов, которые являются определяющими в поведенческой и эмоциональной сферах человека.

Для определения самооценки школьников часто используется методика В. Щур под названием»Лесенка». Она имеет групповую и индивидуальную форму. В первом случае применяется в рамках учебного класса и показывает взаимоотношения между детьми и их собственное восприятие по отношению к коллективу. Во втором проводится индивидуально с каждым учеником, отображая степень нарушений развития личности. Ребенку предлагают разместить себя и других учеников класса на лестнице из семи ступеней, где на первой находятся прилежные и авторитетные дети, а на седьмой — противоположные им.

В своей работе психологи используют и более сложные методики, например, по Айзенку, выполнение которых занимает много времени и требует специфической интерпретации результата, ориентированной на конкретную личность. Это необходимо для более точной диагностики нарушений и определения верной тактики по коррекции качеств характера, присущих человеку.

Проявлениями заниженной самооценки являются:

У завышенной противоположные проявления:

Самооценкой
называют то, как человек воспринимает,
осознает свои личные качества, а также
то, как он оценивает их. Видит ли он свои
достоинства и недостатки в реальном
свете — это зависит от самооценки.

  • Адекватная/неадекватная
    самооценка. Пожалуй, самые важные виды
    самооценки личности, так как определяют
    насколько здраво и верно оценивает
    человек свои силы, поступки и качества.

  • Высокая/средняя/низкая
    самооценка.
    Здесь определяется непосредственно
    уровень оценки. Проявляется в придании
    излишней значимости или наоборот –
    незначительности собственным достоинствам
    и недостаткам
    . Крайние виды самооценки
    редко способствуют продуктивному
    развитию человека, так как низкая
    блокирует решительность действий, а
    завышенная – подсказывает, что всё и
    так прекрасно, и ничего делать, в
    общем-то, не нужно.

  • Стабильная/плавающая
    самооценка. Определяется тем, зависит
    ли самооценка человека от его настроения
    или успешности в тот или иной
    ситуации (периоде жизни).

  • Общая/частная/конкретно-ситуативная
    самооценка. Указывает область, на
    которую данная оценка распространяется.
    Оценивает ли человек себя по физическим
    или умственным данным, в конкретной
    сфере: бизнес, семья, личная жизнь. Порой
    же это может касаться лишь определённых
    ситуаций.

23.
особенности
каждого типа темперамента

Холерики

Тип
темперамента холерик имеет как свои
положительные, так и отрицательные
качества. Рассмотрим для начала плюсы

Холерики
прямолинейны, решительны. Они всегда
знают, что делать в определенной ситуации.
Это люди быстрые, подвижные, работа в
их руках просто кипит
. За новое дело
представители этого типа темперамента
берутся без проблем и боязни. Все делают
быстро, без затруднений преодолевают
различные препятствия
. Холерики любят
спорить, доказывать свою правоту. Мимика
таких людей выразительна
. У них, как
говориться, все написано на лице
. Речь
у таких людей живая, эмоциональная
. Они
могут дополнять ее различные движениями
рук, тела. Чувства у холериков проявляются
очень быстро, они всегда ярки и эмоционально
окрашены
. Холерики практически никогда
не обижаются, обиды не запоминают.
Засыпает и просыпается такой человек
быстро.

Недостатки
холерического темперамента

Быстрота
холерика нередко перетекает в торопливость.
Движения резкие, порывистые, нередко
неуравновешенные и несдержанные.
Холерикам явно не хватает терпения.
Прямолинейность иногда может играть и
свою негативную роль. На высказывания
холериков люди очень часто обижаются.
Личности с данным типом темперамента
нередко провоцируют различного рода
конфликтные ситуации
. Холерики привыкли
работать рывками
. Резкий подъем сменяется
спадом деятельности
. И так по кругу. Это
люди, которые не боятся рисковать
. Именно
поэтому они нередко оказываются в
неудобных ситуациях. Холерики поверхностны.
Они не любят вникать в суть проблемы.
Склонны к переменам настроения
. Такие
люди не терпят промахи других

Флегматик

Достоинства,
позитивные стороны флегматиков

В
первую очередь это спокойные, рассудительные
и уравновешенные люди. У них есть выдержка
в любой, даже конфликтной и спорной
ситуации
. Такие люди последовательны
в делах. Они обязательно все начатое
доводят до логического завершения
. Речь
их размеренная, спокойная. Нет лишних
движений или ярко выраженной мимики
лица
. Такие люди мало разговаривают. В
работе придерживаются системности, не
любят отступать от порядка
. Постоянны
не только в отношениях, но и в интересах.
Это чаще всего однолюбы. Чувства их
глубоки, но тщательно скрыты от окружающих
глаз
. Это надежные, незлопамятные люди,
которых очень тяжело вывести из себя

Негативные
стороны флегматиков

Они
слабо реагируют на внешние раздражители,
поэтому достаточно медленно принимают
новые обстоятельства. Такие люди
малоэмоциональны
. Порой невозможно
понять, что именно творится в их душе.
Очень медленно включаются в новую
работу, а также переключаются с одного
дела на иное
. Довольно трудно адаптируются
в новой обстановке
. Нелегко сходятся с
новыми людьми. Стоит отметить, что в
жизни флегматиков довольно много
шаблонов и стереотипов, которым они
неукоснительно следуют.

Сангвиник

+
Настроение
их преимущественно хорошее. Но может
резко меняться. Все чувства у таких
людей возникают очень быстро
. Однако
не отличаются глубиной
. Неприятности,
неудачи переживают без особых проблем,
достаточно легко
. Выносливость и
работоспособность находятся на высоком
уровне. Без проблем заводят новые
знакомства
. В общении с новыми людьми
не испытывают дискомфорта, неудобств,
страха. Такие люди даже в самых сложных
ситуациях сдерживают свои эмоции
. У них
отличное чувство самообладания
. Речь
громкая, торопливая, при этом отчетливая.
Мимика и жесты яркие, выраженные
. Это
хорошие организаторы. В деятельности
настойчивы, все дела доводят до логического
завершения
.


Склонны
не доводить дела до конца. Однако это
справедливо только в том случае, если
интерес к деятельности утрачен
. Сангвиники
не приемлют однообразной работы
. Такие
люди нередко переоценивают себя и свои
возможности
. Это люди, которые быстро
меняют увлечения. Это касается как
интересов, так и личной жизни
. В решениях
такие личности могут быть поспешными,
опрометчивыми. Настроение сангвиников
неустойчивое и склонное к переменам
.

Меланхолик

+
Меланхолики
чувствительны. Однако это может относиться
также и к недостаткам типа темперамента.
Такие люди выдвигают к себе завышенные
требования, что заставляет их стремиться
к лучшему
. Они тактичны, сдержанны.
Меланхолики отлично чувствуют других
людей, их настроение. Эмоции таких людей
сильные, глубокие, яркие, постоянные.
Работают спокойно и продуктивно
. Однако
исключительно в привычной для себя
обстановке.


Опять
же на первый план выходит повышенная
чувствительность, эмоциональность.
Такие люди очень тяжело переносят обиды,
если огорчаются, то надолго. Меланхолики
в большинстве случаев застенчивые,
стеснительные, не склонные к общению
личности
. Это люди, которые редко смеются.
В основном они пессимистично настроены.
Не любят ничего нового, долго адаптируются
в новом коллективе
. Изменения для них
– это что-то ужасное, трудное. В работе
им надо делать паузы, так как они склонны
к быстрому утомлению
. Речь их тихая,
слабая. Мимика и жесты практически
отсутствуют
. Это слезливые, плаксивые
люди
. В большинстве случаев меланхолики
боязливы, тревожны и замкнуты
. В сложные
моменты такие люди склонны теряться,
они нередко опускают руки перед
препятствиями, не стараясь их обойти
или же убрать с пути